Главная страница

Почему тестирование —  это постоянный и непрерывный процесс, а не разовая акция

Мы уже рассказывали о том, что и как нужно исследовать и проверять, но давайте посмотрим на проблему тестирования с другой стороны. А именно — почему разовые бессистемные тесты не имеют никакого смысла и как нужно проводить исследования, чтобы получать актуальную и объективную информацию.


К этой теме нас подтолкнуло выступление Олега Левчука в Школе дизайна Яндекса. Его короткая, но эмоциональная речь о гигиене и эмпатии как основополагающих принципах тестирования вскрывает проблемы, о которых многие никогда даже и не задумывались.


(Не пугайтесь тайминга: выступление Олега длится всего 10 минут. Cмотреть с 3:01:00)



Исследования часто воспринимаются как внешний процесс — обязательный этап в проектировании и разработке продукта или сайта, который можно быстро пройти, а по результатам нарисовать презентацию, показать ее директору и забыть. Иногда — сделать какие-то глубокомысленные выводы, которые почти всегда подтверждают собственные теории, догадки и решения.


Это не правильно! Потому что тестирование — непрерывный внутренний процесс. Разработчики программного обеспечения давно уже это знают. Поэтому QA занимает в процессе разработки такую же важную часть, как и непосредственно написание кода.

Как устроен процесс тестирования в софтверных компаниях

На каждом этапе разработки программы с продуктом работают инженеры, единственная задача которых — находить баги и недочеты и сообщать о них программистам.


Вне зависимости от того на какой стадии находится проект — разработка архитектуры или финальный релиз. Вне зависимости от того, кто писал код — джуниор или тимлид. Проверяется и тестируется все и всегда. Каждая итерация и версия продукта.

Этот процесс органично встроен в систему разработки и рассматривается как что-то само собой разумеющееся. Разработчики ПО понимают и осознают, что без постоянного тестирования сделать рабочий продукт просто невозможно.


Как только появляется стабильный функционал и оболочка — бета-версии продукта предоставляются для тестирования уже реальным пользователям. Данные — начиная с технических и заканчивая отзывами — собираются и анализируются. По итогам в продукт вносятся доработки и изменения. И это тоже нормальный процесс.

Теперь перенесемся в индустрию разработки сайтов


Если отбросить согласования дизайна и функционала с клиентом — разработчики перед релизом проверяют, все ли сделано правильно и работает корректно, по чек-листам. Это в лучшем случае.


Чаще — выводы делаются по принципу экспертной оценки тем человеком, который отвечает за кусок работы. Менеджер “на глазок” оценивает соответствие итогового результата ожиданиям клиента, и все очень недовольны, когда нужно что-то дорабатывать или вносить правки. Ничего не напоминает?

i-tak-soidet.png

Тестирование сайта с привлечением реальных пользователей, если и проводится, то на финальном этапе, когда можно внести косметические правки, но поменять что-то масштабное чаще всего уже невозможно.


Стоит ли говорить, что ошибки, допущенные на этапе проектирование информационной архитектуры или планирования взаимодействия пользователя с сайтом, могут фактически похоронить проект еще до официального запуска?

Процесс непрерывного тестирования, встроенный в систему разработки, в сайтостроении пока еще скорее исключение, а не правило. И это не правильно.


Тестирование как непрерывный процесс

Посмотрите на графики. Это частота, с которой пользователи запрашивают товары и услуги в Яндексе в течение года.

Browser-testirovanie.png

Как думаете, если вы зададите один и тот же набор вопросов одной и той же аудитории в точках 1 и 2, будут ли отличаться ответы?


Даже целевой и потенциально мотивированной на покупку аудитории не нужны кондиционеры под Новый год или туры в Таиланд в летнюю жару. И ответы на одинаковые вопросы, заданные с промежутком в 3-6 месяцев могут очень сильно отличаться.


Это только один из примеров. Но даже по нему видно, насколько важно проводить тестирование регулярно и на постоянной основе. Даже когда сайт уже готов и запущен, постоянное тестирование необходимо, чтобы вовремя вносить правки и доработки в соответствии с ожиданиями пользователей.


Нужно понимать, что результаты исследований устаревают. Иногда даже за то время, пока вы анализируете и сводите данные. Тестирование в разных временных точках и для разных аудиторных срезов — единственный способ получить комплексную, относительно актуальную и достоверную информацию.

Гигиена и эмпатия

Олег Левчук (еще не забыли про видео?) метко сравнил тестирование с чисткой зубов. Только если делать это регулярно, можно добиться стабильного результата — отсутствия дырок в зубах и ошибок на сайтах.


Гигиена дает еще одно преимущество: чем больше вы проводите тестов, тем лучше понимаете и продукт, и аудиторию. Это меняет мышление в лучшую сторону и дает более полное и глубокое понимание того, куда и как двигаться дальше.


Возникает эмпатия — то состояние, когда вы чувствуете свою аудиторию, не боитесь ее и готовы доверить ей свои идеи, чтобы уже на основе исследований, а не домыслов сделать объективные выводы.


Выводы и рекомендации

  • Тестирование — это постоянный и непрерывный во времени внутренний процесс.

  • Только повторяющиеся исследования дают полную и достоверную информацию о взаимодействии аудитории и продукта или сайта.

  • Регулярные исследования дают глубокое понимание реальных потребностей аудитории.

  • Разовые тесты могут подтвердить или опровергнуть идею или решение, но не дают достоверной информации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.


Гигиена и эмпатия — вот те два принципа, вокруг которых строятся эффективные исследования. Регулярность тестов и понимание аудитории — факторы, без которых невозможно создать по-настоящему востребованный сайт или продукт.


Хотите что-то добавить? Добро пожаловать в комменты. Не согласны? Выскажите свое мнение — с удовольствием обсудим вашу точку зрения.

Подпишитесь на обновления, чтобы быть в курсе!

Оцените статью:

( 5 оценок, средняя: 3.62 из 5 )

Новые кейсы и лайфхаки еще впереди. Подпишитесь на обновления, и узнавайте все первыми. Это бесплатно!

Адрес подписки уже существует. Пожалуйста укажите другой адрес.

Указать другой

На ваш почтовый адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.

Если вы ещё не являетесь пользователем AskUsers,
но хотите улучшить свой сайт, то просто зарегистрируйтесь.

Хочу попробовать