Лайфхаки

Почему тестирование —  это постоянный и непрерывный процесс, а не разовая акция

Команда AskUsers

Команда AskUsers

Мы уже рассказывали о том, что и как нужно исследовать и проверять, но давайте посмотрим на проблему тестирования с другой стороны. А именно — почему разовые бессистемные тесты не имеют никакого смысла и как нужно проводить исследования, чтобы получать актуальную и объективную информацию.


К этой теме нас подтолкнуло выступление Олега Левчука в Школе дизайна Яндекса. Его короткая, но эмоциональная речь о гигиене и эмпатии как основополагающих принципах тестирования вскрывает проблемы, о которых многие никогда даже и не задумывались.


(Не пугайтесь тайминга: выступление Олега длится всего 10 минут. Cмотреть с 3:01:00)



Исследования часто воспринимаются как внешний процесс — обязательный этап в проектировании и разработке продукта или сайта, который можно быстро пройти, а по результатам нарисовать презентацию, показать ее директору и забыть. Иногда — сделать какие-то глубокомысленные выводы, которые почти всегда подтверждают собственные теории, догадки и решения.


Это не правильно! Потому что тестирование — непрерывный внутренний процесс. Разработчики программного обеспечения давно уже это знают. Поэтому QA занимает в процессе разработки такую же важную часть, как и непосредственно написание кода.

Как устроен процесс тестирования в софтверных компаниях

На каждом этапе разработки программы с продуктом работают инженеры, единственная задача которых — находить баги и недочеты и сообщать о них программистам.


Вне зависимости от того на какой стадии находится проект — разработка архитектуры или финальный релиз. Вне зависимости от того, кто писал код — джуниор или тимлид. Проверяется и тестируется все и всегда. Каждая итерация и версия продукта.

Этот процесс органично встроен в систему разработки и рассматривается как что-то само собой разумеющееся. Разработчики ПО понимают и осознают, что без постоянного тестирования сделать рабочий продукт просто невозможно.


Как только появляется стабильный функционал и оболочка — бета-версии продукта предоставляются для тестирования уже реальным пользователям. Данные — начиная с технических и заканчивая отзывами — собираются и анализируются. По итогам в продукт вносятся доработки и изменения. И это тоже нормальный процесс.

Теперь перенесемся в индустрию разработки сайтов


Если отбросить согласования дизайна и функционала с клиентом — разработчики перед релизом проверяют, все ли сделано правильно и работает корректно, по чек-листам. Это в лучшем случае.


Чаще — выводы делаются по принципу экспертной оценки тем человеком, который отвечает за кусок работы. Менеджер “на глазок” оценивает соответствие итогового результата ожиданиям клиента, и все очень недовольны, когда нужно что-то дорабатывать или вносить правки. Ничего не напоминает?

i-tak-soidet.png

Тестирование сайта с привлечением реальных пользователей, если и проводится, то на финальном этапе, когда можно внести косметические правки, но поменять что-то масштабное чаще всего уже невозможно.


Стоит ли говорить, что ошибки, допущенные на этапе проектирование информационной архитектуры или планирования взаимодействия пользователя с сайтом, могут фактически похоронить проект еще до официального запуска?

Процесс непрерывного тестирования, встроенный в систему разработки, в сайтостроении пока еще скорее исключение, а не правило. И это не правильно.


Тестирование как непрерывный процесс

Посмотрите на графики. Это частота, с которой пользователи запрашивают товары и услуги в Яндексе в течение года.

Browser-testirovanie.png

Как думаете, если вы зададите один и тот же набор вопросов одной и той же аудитории в точках 1 и 2, будут ли отличаться ответы?


Даже целевой и потенциально мотивированной на покупку аудитории не нужны кондиционеры под Новый год или туры в Таиланд в летнюю жару. И ответы на одинаковые вопросы, заданные с промежутком в 3-6 месяцев могут очень сильно отличаться.


Это только один из примеров. Но даже по нему видно, насколько важно проводить тестирование регулярно и на постоянной основе. Даже когда сайт уже готов и запущен, постоянное тестирование необходимо, чтобы вовремя вносить правки и доработки в соответствии с ожиданиями пользователей.


Нужно понимать, что результаты исследований устаревают. Иногда даже за то время, пока вы анализируете и сводите данные. Тестирование в разных временных точках и для разных аудиторных срезов — единственный способ получить комплексную, относительно актуальную и достоверную информацию.

Гигиена и эмпатия

Олег Левчук (еще не забыли про видео?) метко сравнил тестирование с чисткой зубов. Только если делать это регулярно, можно добиться стабильного результата — отсутствия дырок в зубах и ошибок на сайтах.


Гигиена дает еще одно преимущество: чем больше вы проводите тестов, тем лучше понимаете и продукт, и аудиторию. Это меняет мышление в лучшую сторону и дает более полное и глубокое понимание того, куда и как двигаться дальше.


Возникает эмпатия — то состояние, когда вы чувствуете свою аудиторию, не боитесь ее и готовы доверить ей свои идеи, чтобы уже на основе исследований, а не домыслов сделать объективные выводы.


Выводы и рекомендации

  • Тестирование — это постоянный и непрерывный во времени внутренний процесс.

  • Только повторяющиеся исследования дают полную и достоверную информацию о взаимодействии аудитории и продукта или сайта.

  • Регулярные исследования дают глубокое понимание реальных потребностей аудитории.

  • Разовые тесты могут подтвердить или опровергнуть идею или решение, но не дают достоверной информации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.


Гигиена и эмпатия — вот те два принципа, вокруг которых строятся эффективные исследования. Регулярность тестов и понимание аудитории — факторы, без которых невозможно создать по-настоящему востребованный сайт или продукт.


Хотите что-то добавить? Добро пожаловать в комменты. Не согласны? Выскажите свое мнение — с удовольствием обсудим вашу точку зрения.
3848
Читать также