Главная страница

Удобен ли ваш сайт? Тестируем информационную архитектуру

Дизайн — это не только картинки, цвета и кнопочки, но и огромный пласт работы по проектированию пользовательского взаимодействия. К красоте, вдохновению и видению это не имеет никакого отношения, потому что при разработке информационной архитектуры и проработке UX на первый план выходит системность.

Сегодня мы поговорим о том, как проверить насколько архитектура вашего проекта соответствует ожиданиям пользователей, помогает или мешает она им в решении своих задач. И конечно — как ее улучшить без полной переделки проекта.

Элементы информационной архитектуры


Информационная архитектура — это структурное проектирование совместных сред информации, а также набор систем организации, предметизации, поиска и навигации.

Л. Розенфельд, П. Морвиль «Информационная архитектура в интернете»
informacionnaja arhitektura.png
Если упростить, то архитектура — это элементы сайта и связи между ними, организованные таким образом, чтобы пользователь мог легко найти нужную информацию или совершить целевое действие.

Проще всего представить информационную архитектуру в виде схемы или майнд-карты. Примерно так это выглядит на практике:informacionnaja arhitektura1.png

Теперь немного подробнее о системах, которые составляют информационную архитектуру.

  • Системы организации — то, как информация структурируется и распределяется по категориям: по теме, направлению, хронологии или в соответствии с другой логикой.
  • Системы предметизации — то, как мы называем элементы в рамках сайта: пункты меню, тексты ссылок, заголовки.
  • Системы поиска — те способы, которыми пользователь может найти нужную информацию: поисковая строка, предметные указатели.
  • Системы навигации — те способы, которыми пользователи может получить доступ к нужной странице: например, двигаясь по иерархической структуре.

Именно качество проектирования и разработки этих систем определяет, насколько удобным будет навигация по сайту, как быстро и просто сможет пользователь решить свою задачу и найти нужную для ее решения информацию.

Что и как тестировать


Тестировать и исследовать мы можем как пользовательские сценарии, так и системы и элементы информационной архитектуры:
  • Главную страницу.
  • Внутренние страницы.
  • Навигацию.
  • Поиск.

Мы можем проверить, насколько правильно спроектирована архитектура, в общем, и насколько ее отдельные элементы соответствуют задачам и ожиданиям пользователей, в частности.

Пользовательские сценарииPol'zovatel'skie scenarii.png

Проверяем, насколько архитектура сайта удобна для решения пользовательских задач. Респондентам даются задания на выполнение определенных действий.

  • Оформить заказ на сайте.
  • Найти информацию об условиях доставки.
  • Применить скидочный купон.
  • Найти адрес и время работы торговой точки в своем городе и т.д.

По каждой задаче мы можем составить профиль, пройти по каждому шагу и оценить возможности улучшения архитектуры для облегчения задачи пользователя.

Лайфхак: привяжите к адресу страницы, который вы даете респонденту, UTM-метку, и вы получите дополнительные данные по передвижениям пользователя по сайту в Яндекс.Метрике и Google Analytics.

Главная и внутренние страницы

Glavnaja i vnutrennie stranicy.png Исследуем информативность, доступность навигации, возможности пользователя для дальнейшего передвижения по сайту. Оценивается дизайн, контент и удобство связи страницы с другими страницами сайта. Респондентам можно задать следующие вопросы:

  • Чем занимается компания? (Для главной страницы.)
  • В чем заключается услуга? (Для внутренней страницы.)
  • Быстро ли вы нашли нужную информацию на странице?
  • Удобно ли искать информацию при просмотре со смартфона?
  • Поняли ли вы, в какой части сайта находитесь и что нужно сделать дальше, чтобы оформить заказ?

Общее правило: страницы должны соответствовать принципу парадного входа — вне зависимости от того, с какой страницы пользователь начинает свой путь по сайту, он должен сразу получить необходимый минимум информации (профиль компании, контакты, доступ к навигации).

Навигация

Navigacija.pngИсследуем, насколько меню — системы предметизации и навигации — помогает пользователю в перемещениях по сайту для решения своих задач. Выдаем респондентам конкретные задачи:

  • Найти конкретную услугу в меню.
  • По названию пунктов меню определить содержание страниц.
  • Определить, соответствует ли пункт меню странице, на которую он ссылается.

Навигация должна быть целенаправленной, чтобы пользователь в любой момент времени понимал, где он находится и куда он может попасть с текущей страницы.

Поискpoisk.png

Часть пользователей предпочитают искать нужную информацию через поисковую строку. Важно проверить, насколько ответы соответствуют поисковым запросам и ожиданиям пользователей. Задача для респондентов может быть сформулирована следующим образом:

  • Зайти на сайт и через поисковую строку найти стоимость товара / определенную услугу / адрес / телефон.

В идеальной ситуации корректный ответ должен быть уже по первой ссылке. Если же ответа нет в принципе — должна быть реализована возможность позвонить, заполнить форму или связаться с ответственным сотрудником любым другим удобным способом. Вне зависимости от того, есть у вас ответ или нет — страница результатов поиска не должна выдавать ошибку.

Пошаговая инструкция по тестированию архитектуры


Организация тестирования информационной архитектуры через AskUsers не отличается от методик проведения других тестов. Про общие принципы мы подробно рассказали в статье об оптимизации структуры и контента лендинга. Используя вопросы и задания, о которых мы рассказали выше, вам нужно:

  1. Добавить новое задание, выбрать или создать свои вопросы.
  2. Отобрать асессоров для проведения теста.
  3. Выбрать вариант оплаты: с обработкой результатов или без нее.
  4. Оплатить задание.
  5. Получить отчет.
  6. На основе ответов респондентов сформировать список задач по оптимизации архитектуры.

После внедрения рекомендаций мы советуем провести еще одно тестирование с другими респондентами. По результатам нового исследования вы сможете оценить, насколько удобнее стал сайт и нужно ли исправлять что-то еще.

Общие выводы и рекомендации


  • Информационная архитектура играет важную роль в юзабилити сайта.
  • Мы можем проверить, насколько правильно спроектирована архитектура сайта базовыми средствами AskUsers.
  • Исследовать мы можем как пользовательские сценарии, так и отдельные системы, которые входят в информационную архитектуру.


Рекомендуем прочесть:
Л. Розенфельд, П. Морвиль «Информационная архитектура в интернете»

А вы тестируете информационную архитектуру своего проекта? Или верите, что однажды придумали все идеально?

Подпишитесь на обновления, чтобы быть в курсе!

Оцените статью:

( 5 оценок, средняя: 3.75 из 5 )

Новые кейсы и лайфхаки еще впереди. Подпишитесь на обновления, и узнавайте все первыми. Это бесплатно!

Адрес подписки уже существует. Пожалуйста укажите другой адрес.

Указать другой

На ваш почтовый адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.

Если вы ещё не являетесь пользователем AskUsers,
но хотите улучшить свой сайт, то просто зарегистрируйтесь.

Хочу попробовать