Лайфхаки

Удобен ли ваш сайт? Тестируем информационную архитектуру

Команда AskUsers

Команда AskUsers

Дизайн — это не только картинки, цвета и кнопочки, но и огромный пласт работы по проектированию пользовательского взаимодействия. К красоте, вдохновению и видению это не имеет никакого отношения, потому что при разработке информационной архитектуры и проработке UX на первый план выходит системность.

Сегодня мы поговорим о том, как проверить насколько архитектура программной системы вашего проекта соответствует ожиданиям пользователей, помогает или мешает она им в решении своих задач. И, конечно, как улучшить ее построение без полной переделки проекта.

Элементы информационной архитектуры

Информационная архитектура — это структурное проектирование совместных сред информации, а также набор систем организации, предметизации, поиска и навигации.

Л. Розенфельд, П. Морвиль «Информационная архитектура в интернете»

informacionnaja arhitektura.png

Если упростить, это элементы сайта, и связи между ними организованы таким образом, чтобы пользователь мог легко найти нужную информацию или совершить целевое действие.

Проще всего ее представить в виде схемы или майнд-карты. Примерно так это выглядит на практике:

informacionnaja arhitektura1.png

Теперь немного подробнее о системах, которые составляют информационную архитектуру.

  • Системы организации — то, как информация структурируется и распределяется по категориям: по теме, направлению, хронологии или в соответствии с другой логикой.
  • Системы предметизации — то, как мы называем элементы в рамках сайта: пункты меню, тексты ссылок, заголовки.
  • Системы поиска — способы, которыми пользователь может найти нужную информацию: поисковая строка, предметные указатели.
  • Системы навигации — способы, которыми пользователи может получить доступ к нужной странице, например, двигаясь по иерархической структуре.

Именно качество проектирования и разработки этих систем определяет, насколько удобным будет навигация по сайту, как быстро и просто пользователь сможет решить свою задачу и найти нужную информацию.

Что и как тестировать

Тестировать и исследовать мы можем как пользовательские сценарии, так и элементы информационной архитектуры автоматизированных систем:

  • Главную страницу,
  • Внутренние страницы,
  • Навигацию,
  • Поиск.

Мы можем проверить правильность построения в общем, и насколько ее отдельные элементы соответствуют задачам и ожиданиям пользователей в частности.

Пользовательские сценарии

Pol'zovatel'skie scenarii.png

Проверяем, насколько структура сайта удобна для решения пользовательских задач. Респондентам даются задания на выполнение определенных действий.

  • Оформить заказ на сайте.
  • Найти информацию об условиях доставки.
  • Применить скидочный купон.
  • Найти адрес и время работы торговой точки в своем городе и т.д.

По каждой задаче мы можем составить профиль, пройти по каждому шагу и оценить возможности улучшения архитектуры для облегчения задачи пользователя.

Лайфхак: привяжите к адресу страницы, который вы даете респонденту, UTM-метку. Вы получите дополнительные данные по передвижениям пользователя по сайту в Яндекс.Метрике и Google Analytics.

Главная и внутренние страницы

Glavnaja i vnutrennie stranicy.png

Исследуем информативность, доступность навигации, возможности пользователя для дальнейшего передвижения по сайту. Оценивается дизайн, контент и удобство связи страницы с другими страницами сайта.

Респондентам можно задать следующие вопросы:

  • Чем занимается компания? (Для главной страницы)
  • В чем заключается услуга? (Для внутренней страницы)
  • Быстро ли вы нашли нужную информацию на странице?
  • Удобен ли поиск при просмотре со смартфона?
  • Поняли ли вы, в какой части сайта находитесь, и что нужно сделать дальше для оформления заказа?

Общее правило: страницы должны соответствовать принципу парадного входа — вне зависимости от того, с какой страницы пользователь начинает свой путь по сайту, он должен сразу получить необходимый минимум информации (профиль компании, контакты, доступ к навигации).

Навигация

Navigacija.png

Исследуем, насколько меню — системы предметизации и навигации — помогает пользователю в перемещениях по сайту для решения своих задач. Выдаем респондентам конкретные задачи:

  • Найти конкретную услугу в меню.
  • По названию пунктов меню определить содержание страниц.
  • Определить, соответствует ли пункт меню странице, на которую он ссылается.

Навигация должна быть целенаправленной, чтобы пользователь в любой момент времени понимал, где он находится и куда он может попасть с текущей страницы.

Поиск

poisk.png

Часть пользователей предпочитают искать нужную информацию через поисковую строку. Важно проверить, насколько ответы соответствуют поисковым запросам и ожиданиям пользователей. Задача для респондентов может быть сформулирована следующим образом:

  • Зайти на сайт и через поисковую строку найти стоимость товара, определенную услугу, адрес или телефон.

В идеальной ситуации корректный ответ должен быть уже по первой ссылке. Если же ответа нет в принципе — должна быть реализована возможность позвонить, заполнить форму или связаться с ответственным сотрудником любым другим удобным способом. Вне зависимости от того, есть у вас ответ или нет, — страница результатов поиска не должна выдавать ошибку.

Пошаговая инструкция по тестированию

Организация тестирования информационной архитектуры через AskUsers не отличается от методик проведения других тестов. Про общие принципы мы подробно рассказали в статье об оптимизации структуры и контента лендинга. Используя вопросы и задания, о которых мы рассказали выше, вам нужно:

  1. Добавить новое задание, выбрать или создать свои вопросы.

  2. Отобрать асессоров для проведения теста.

  3. Выбрать вариант оплаты: с обработкой результатов или без нее.

  4. Оплатить задание.

  5. Получить отчет.

  6. На основе ответов респондентов сформировать список задач по оптимизации архитектуры.

После внедрения рекомендаций и построения мы советуем провести еще одно тестирование с другими респондентами. По результатам нового исследования вы сможете оценить, насколько удобнее стал сайт и нужно ли исправлять что-то еще.

Общие выводы и рекомендации

  • Информационная архитектура играет важную роль в юзабилити сайта.
  • Мы можем проверить, насколько правильно спроектирована архитектура сайта базовыми средствами AskUsers.
  • Исследовать мы можем как пользовательские сценарии, так и отдельные системы, которые входят в информационную архитектуру.

Рекомендуем прочесть:

Л. Розенфельд, П. Морвиль «Информационная архитектура в интернете».

Вами тестировались программы и архитектура информационных систем проекта? Или верите, что однажды придумали все идеально?

Закажи юзабилити-тестирование прямо сейчас
Заказать
5216
Читать также