Удобен ли ваш сайт? Тестируем информационную архитектуру
- Элементы информационной архитектуры
- Что и как тестировать
- Пользовательские сценарии
- Главная и внутренние страницы
- Навигация
- Поиск
- Пошаговая инструкция по тестированию
- Общие выводы и рекомендации
Сегодня мы поговорим о том, как проверить насколько архитектура программной системы вашего проекта соответствует ожиданиям пользователей, помогает или мешает она им в решении своих задач. И, конечно, как улучшить ее построение без полной переделки проекта.
Элементы информационной архитектуры
Информационная архитектура — это структурное проектирование совместных сред информации, а также набор систем организации, предметизации, поиска и навигации.
Л. Розенфельд, П. Морвиль «Информационная архитектура в интернете»
Если упростить, это элементы сайта, и связи между ними организованы таким образом, чтобы пользователь мог легко найти нужную информацию или совершить целевое действие.
Проще всего ее представить в виде схемы или майнд-карты. Примерно так это выглядит на практике:
Теперь немного подробнее о системах, которые составляют информационную архитектуру.
- Системы организации — то, как информация структурируется и распределяется по категориям: по теме, направлению, хронологии или в соответствии с другой логикой.
- Системы предметизации — то, как мы называем элементы в рамках сайта: пункты меню, тексты ссылок, заголовки.
- Системы поиска — способы, которыми пользователь может найти нужную информацию: поисковая строка, предметные указатели.
- Системы навигации — способы, которыми пользователи может получить доступ к нужной странице, например, двигаясь по иерархической структуре.
Именно качество проектирования и разработки этих систем определяет, насколько удобным будет навигация по сайту, как быстро и просто пользователь сможет решить свою задачу и найти нужную информацию.
Что и как тестировать
Тестировать и исследовать мы можем как пользовательские сценарии, так и элементы информационной архитектуры автоматизированных систем:
- Главную страницу,
- Внутренние страницы,
- Навигацию,
- Поиск.
Мы можем проверить правильность построения в общем, и насколько ее отдельные элементы соответствуют задачам и ожиданиям пользователей в частности.
Пользовательские сценарии
Проверяем, насколько структура сайта удобна для решения пользовательских задач. Респондентам даются задания на выполнение определенных действий.
- Оформить заказ на сайте.
- Найти информацию об условиях доставки.
- Применить скидочный купон.
- Найти адрес и время работы торговой точки в своем городе и т.д.
По каждой задаче мы можем составить профиль, пройти по каждому шагу и оценить возможности улучшения архитектуры для облегчения задачи пользователя.
Лайфхак: привяжите к адресу страницы, который вы даете респонденту, UTM-метку. Вы получите дополнительные данные по передвижениям пользователя по сайту в Яндекс.Метрике и Google Analytics.
Главная и внутренние страницы
Исследуем информативность, доступность навигации, возможности пользователя для дальнейшего передвижения по сайту. Оценивается дизайн, контент и удобство связи страницы с другими страницами сайта.
Респондентам можно задать следующие вопросы:
- Чем занимается компания? (Для главной страницы)
- В чем заключается услуга? (Для внутренней страницы)
- Быстро ли вы нашли нужную информацию на странице?
- Удобен ли поиск при просмотре со смартфона?
- Поняли ли вы, в какой части сайта находитесь, и что нужно сделать дальше для оформления заказа?
Общее правило: страницы должны соответствовать принципу парадного входа — вне зависимости от того, с какой страницы пользователь начинает свой путь по сайту, он должен сразу получить необходимый минимум информации (профиль компании, контакты, доступ к навигации).
Навигация
Исследуем, насколько меню — системы предметизации и навигации — помогает пользователю в перемещениях по сайту для решения своих задач. Выдаем респондентам конкретные задачи:
- Найти конкретную услугу в меню.
- По названию пунктов меню определить содержание страниц.
- Определить, соответствует ли пункт меню странице, на которую он ссылается.
Навигация должна быть целенаправленной, чтобы пользователь в любой момент времени понимал, где он находится и куда он может попасть с текущей страницы.
Поиск
Часть пользователей предпочитают искать нужную информацию через поисковую строку. Важно проверить, насколько ответы соответствуют поисковым запросам и ожиданиям пользователей. Задача для респондентов может быть сформулирована следующим образом:
- Зайти на сайт и через поисковую строку найти стоимость товара, определенную услугу, адрес или телефон.
В идеальной ситуации корректный ответ должен быть уже по первой ссылке. Если же ответа нет в принципе — должна быть реализована возможность позвонить, заполнить форму или связаться с ответственным сотрудником любым другим удобным способом. Вне зависимости от того, есть у вас ответ или нет, — страница результатов поиска не должна выдавать ошибку.
Пошаговая инструкция по тестированию
Организация тестирования информационной архитектуры через AskUsers не отличается от методик проведения других тестов. Про общие принципы мы подробно рассказали в статье об оптимизации структуры и контента лендинга. Используя вопросы и задания, о которых мы рассказали выше, вам нужно:
-
Добавить новое задание, выбрать или создать свои вопросы.
-
Отобрать асессоров для проведения теста.
-
Выбрать вариант оплаты: с обработкой результатов или без нее.
-
Оплатить задание.
-
Получить отчет.
-
На основе ответов респондентов сформировать список задач по оптимизации архитектуры.
После внедрения рекомендаций и построения мы советуем провести еще одно тестирование с другими респондентами. По результатам нового исследования вы сможете оценить, насколько удобнее стал сайт и нужно ли исправлять что-то еще.
Общие выводы и рекомендации
- Информационная архитектура играет важную роль в юзабилити сайта.
- Закажите анализ юзабилити сайта и мы проверим, насколько правильно спроектирована архитектура сайта базовыми средствами AskUsers.
- Исследовать мы можем как пользовательские сценарии, так и отдельные системы, которые входят в информационную архитектуру.
Рекомендуем прочесть:
Л. Розенфельд, П. Морвиль «Информационная архитектура в интернете».
Вами тестировались программы и архитектура информационных систем проекта? Или верите, что однажды придумали все идеально?
Услуги, которые будут вам интересны
А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.