Правила юзабилити

Юзабилити и дизайн сайта

Команда AskUsers

Команда AskUsers

Легкость в восприятии сайта – один из критериев качественного дизайна. Раньше ресурсы оценивались с эстетической точки зрения. С улучшением инструментов аналитики выяснилось, что на результат больше влияет удобство пользования, а к росту заявок приводят объективные показатели юзабилити, достигнутые в процессе тестирования и оптимизации.


Визуальное оформление остаётся важным элементом, но продуманный интерфейс и рациональный подход к оформлению веб-страниц позволяет максимально использовать рекламные бюджеты и приводить посетителей к совершению целевого действия.

website-design-myths.jpg

Оценка сайта глазами посетителя

Главная ошибка разработчиков – самостоятельно оценивать удобство пользования сайтом. Даже если программист создаёт продукт для IT отрасли, это не означает, что посетители будут смотреть на страницы его глазами. Люди по-разному воспринимают информацию и принадлежность пользователя к условной социальной группе не гарантирует, что его поведение будет соответствовать гипотезе.


Как оценить сайт с позиции ЦА?

  • проведите анализ конкурентов для выявления общих тенденций в нише;
  • изучите привычки и потребности потенциальных клиентов;
  • взаимодействуйте с ними при внедрении доработок, собирая обратную связь во время тестирования.

На этапе разработки все идеи кажутся гениальными, но они не выживают при столкновении с реальностью. Проводить мониторинг конкурентов обязательно, потому что сфера бизнеса оказывает давление на дизайн. Например, здоровье ассоциируется с зелёным цветом, поэтому оформление онлайн-аптеки в чёрной тональности вряд ли приведёт к высоким продажам.


Создавая ресурс, концентрируйтесь на том, что ценно для потребителей. Узнайте всю доступную информацию о ЦА. Проверяйте гипотезы с помощью тестов, иначе вы рискуете придумать идеальную платформу для себя, но не для клиентов.

Базовые правила

Главный принцип, которому нужно следовать при веб разработке – ставить себя на место потенциального пользователя. Знать его потребности недостаточно. Каждый элемент на странице должен проходить через фильтр вопросов. Упрощает ли он использование сайта? Легко ли понять информацию через тексты? Сможет ли посетитель найти то, зачем зашёл на ресурс?


На основе этого принципа выделяются важные правила, которые улучшают веб-дизайн и юзабилити.

  • Меньше воды – больше пользы: это касается как сообщений, так и функций. Перенасыщенные страницы с длинными текстами, поп-ап окнами, всплывающими чатами, видео с автозапуском скорее отпугнут пользователя, чем приведут к конверсии.
  • Упрощайте. Ваша задача – добиться комфорта при использовании, а не блеснуть креативностью. Посетителям нужна информация, хорошие сайты – понятные.
  • Управляйте вниманием с помощью контента. Текстовые материалы с графикой нужны не только для информации. Расставляйте акценты и направляйте взгляд картинками.

В основе ресурса должна лежать маркетинговая стратегия. Создание дизайна должно соответствовать целям. Постройте воронку продаж, продумайте, какого поведения вы хотите добиться. Только после этого прорабатывайте юзабилити и интерфейс.

1.jpg

Чего не нужно делать

Даже большой опыт работы в сфере веб разработке не исключает ошибок, которые негативно сказываются на конверсии ресурса. Добиться высоких показателей с первой версии непросто: нужно тестировать гипотезы, анализировать результаты и проверять поведенческие факторы. Однако знание типичных недочётов позволяет сразу задать правильный вектор развития.


Перед запуском проверьте свой сайт по списку антирекомендаций:

  • Не заставляйте пользователя ждать. В юзабилити каждая секунда на счету. Если страница не грузится в течение 3-4 секунд, пользователь уходит.
  • Не усложняйте. Посетитель заходит, чтобы получить информацию сразу, а не искать её на страницах ресурса. Лучше сделайте поиск и навигацию понятными.
  • Не используйте неочевидные по смыслу иконки. Графика – это красиво, но, если значок меню или кнопки непонятен, на него никто не будет кликать.
  • Не перегружайте веб страницу элементами. Пустое пространство упрощает восприятие, поэтому стоит делать свободную разметку, не уплотняя содержание.
  • Не мельчите. Шрифты должны быть читабельными. Иллюстрации тоже не стоит делать чересчур детализированными, так как это негативно влияет на конверсию мобильной версии.

Дизайн онлайн платформ – это творческий процесс. Однако для достижения результатов, он должен подчиняться указанным правилам.

Рекомендации по улучшению дизайна

Результаты исследований говорят, что авторитет ресурса зависит от его оформления, поэтому чтобы увеличить конверсию, нужно улучшить юзабилити и дизайн сайта.

На каких аспектах стоит сконцентрироваться?

Технические заминки

Два момента, когда вы рискуете потерять пользователя – ошибка и длительная загрузка. Нужно облегчить страницы и провести аудит на битые ссылки, но и это не исключает проблемы полностью. Оформите анимацию при загрузке, показывая, что всё идёт по плану. Сделайте развлекательную страницу ошибки 404, чтобы снизить градус напряжения.

Скроллинг

Веб разработчики делятся на два лагеря. Одни считают, что пользователи листают страницу, другие уверены, что всё решает первый экран. Правильного мнения нет. Каждая модель требует тестирования, но с помощью стрелки анимации или индикаторов длины страницы можно показать, что внизу есть ещё информация.

Цвета

Многие недооценивают роль колористики в дизайне ресурсов. Посетители веб-сайта чувствительны к палитре. Правильный цвет кнопки побуждает к покупке, а фон влияет на восприятие информации. Подбирать главный тон нужно, учитывая портрет ЦА и сферу бизнеса.

Расположение элементов

Один из базовых принципов юзабилити – движение взгляда пользователя по траектории F или Z. Этой логике нужно придерживаться, размещая информацию. В верхнем левом углу всегда должен располагаться основной посыл, а дальше ранжируйте элементы по приоритетности.


Эти основные советы помогут наметить направление, но они не сработают, если вы не адаптируете их под свой проект. В этом вам поможет тестирование юзабилити.

web_development.jpg

Тестирование

Сайт с хорошим дизайном создаётся не с первого раза. От первоначальной до рабочей конвертирующей версии страницы проходят несколько циклов доработки. Каждую версию необходимо тестировать на реальной аудитории. Цель каждой проверки – улучшение поведенческих факторов. Именно на них нужно делать акцент при работе над юзабилити.


Некоторые владельцы бизнеса экономят на этом этапе, не просчитывая потенциальную стоимость ошибки. На деле тестирование не должно быть обширным: по исследованиям Якоба Нильсена, достаточно 15 целевых пользователей, которые найдут все недостатки.


Проверить восприятие дизайна можно несколькими способами, например, воспользоваться классическими методами маркетинга. Фокус-группы и интервью дают много данных для аналитики, но их сложно организовать. Упростить процесс вам помогут онлайн сервисы, на которых пользователи тестируют сайты, озвучивая вслух проблемы.


Создание дизайна предполагает проработку деталей. Креатив – это только один из этапов, в рамках которого продумывается концепция и разрабатываются скетчи. До этого необходимо провести анализ целевой аудитории и ниши, а после вас ждут неоднократные тестирования, в процессе которых вы найдёте вариант с высокой конверсией.


Удобство пользования и воронка продаж – это основы веб-дизайна коммерческих проектов. Без маркетинговой стратегии добиться высоких показателей в онлайн торговле невозможно.

Читать также