Правила юзабилити

Инструменты тестирования сайтов

Команда AskUsers

Команда AskUsers

На эту статью нас вдохновил доклад Александра Мазайкина в Школе дизайна Яндекса. Мы постарались расширить тему и рассказали подробнее об инструментах и методах, при помощи которых нужно проводить юзабилити тесты.


Начнем с небольшого блока теории.

Зачем, что и когда тестировать?

Сразу давайте разберемся, почему нужно что-то проверять и тестировать.

  1. Проверить идеи или решения.
  2. Снизить влияние на результат субъективных факторов.
  3. Создать продукт для клиента.

А теперь немного подробнее.


На любой продукт — программу, приложение, сайт — можно посмотреть с двух сторон: с позиции клиента и с позиции владельца.


Это не новость, но интересы владельца и клиента отличаются. Если мы говорим о сайте, первый хочет продать как можно больше с минимальными затратами и максимальной прибылью, второй — получить всю необходимую для принятия решения информацию и сделать выгодную покупку.


И взгляд на то, какой должна быть эта информация, сильно отличается у этих двух групп. Если владельцу кажется, что нужно рассказать о компании и обязательно упомянуть про 20 сотрудников и 15 лет на рынке, то потребителю может быть интересна только цена и условия доставки.


Тестирование дает возможность достаточно быстро проверить, насколько то, что вы создали, подходит вашим клиентам, и уменьшить влияние на итоговый результат субъективных факторов. Например, личного мнения или видения руководителя проекта.

Тестирование usability актуально всегда. Вы можете быстро и с минимальными инвестициями проверить идею, а можете узнать мнение пользователей о готовом продукте.


В зависимости от того, какая информация нужна, вы можете применять разные способы и инструменты тестирования. Но в любом случае — процесс должен подчиняться нескольким правилам.

Важные правила юзабилити-тестирования

Infografika tri pravila.png

1. Чем раньше — тем лучше.

Внесение правок, доработок или полное изменение концепции на начальном этапе стоит сравнительно дешево и возможно почти всегда. Изменить готовый продукт — всегда дорого и не всегда возможно.


Ошибки на этапе проектирования архитектуры и создания прототипа, если их вовремя не исправить, могут увеличить затраты на запуск в несколько раз или убить проект.

2. Объективная информация.

Провести опрос разработчиков в офисе — плохая идея, когда ваш продукт предназначен для домохозяек. Объективную информацию о прототипе или продукте могут дать только реальные пользователи — люди, для которых все это делается.


Мнения профессионалов и экспертов важны, но куда важнее удобство для конечного пользователя.

3. Четкая методология.

Тесты проводятся в соответствии со строгими правилами, которые определяются и описываются до начала проверки. Если в ходе тестирования становится очевидно, что методология неверна — меняем ее и начинаем все заново.


Нельзя задавать всем разные вопросы и на основании этого делать какие-то выводы. Потому что в них будет ваше субъективное отношение и восприятие, а не объективные данные.

3. Какие бывают тесты?

testirovaniya.png

Давайте немного расшифруем.


Мы можем проверять поведение (что делают?) или отношение (что говорят?).

kachkolich.png

Метрики для проверки могут быть качественными (ответ на вопрос: почему?) и количественными (сколько? насколько?).


В зависимости от особенностей каждого вида юзабилити тестирования его можно поместить в один из четырех секторов. Расположение точек по осям и относительно друг друга — близость способов между собой и связь с другими метриками.


А сейчас давайте подробнее поговорим о каждом из методов.

Как проводить тестирование?

Часть тестов можно провести онлайн. Другие — только оффлайн. Мы коротко расскажем об особенностях каждого исследования и поделимся некоторыми инструментами.

Infografika po stoimosti.png Infografika po srokam.png

1. Юзабилити-тестирование Online & OfflineКачественный


Описание теста:

даем респондентам задания (например, оформить заказ) и смотрим, как они с ними справляются и какие трудности возникают. Исследование проводится, чтобы понять, как реальные пользователи реагируют на решение, принимают или не принимают его, насколько сайт или интерфейс удобен. Может проводиться как в лаборатории, так и онлайн.

Стоимость:

  • дешево, при проведении онлайн тестирования (10-20 респондентов за 5-20 т.р.);
  • дорого, если проводить исследование в лабораторных условиях (3-8 респондентов за 50-200 т.р.).

Скорость:

  • быстрое проведение и быстрые результаты при проведении исследования online (7-10 дней);
  • при поиске респондентов для лаборатории не всегда быстро получается подобрать пользователей (2-3 недели).

Инструментарий:

AskUsers и другие сервисы для проведения UX тестов.

Результат:

комплекс данных о поведении и отношении респондентов, оценка пользовательских сценариев и определение “узких мест”, неудобного функционала, непонятных для пользователей элементов.

2. Этнография Online + OfflineКачественный


Описание теста:

составляем портрет клиента, изучаем все, что влияет на принятие решения. Серьезная и глубокая проверка, цель которой — выявить основные мотивации, боли и предпочтения ваших клиентов. Результат — портрет клиента и ясное понимание того, в каком направлении двигаться при разработке. Сбор данных проводится в полевых условиях.

Стоимость:

дорого, у интернет-агентств и UX-лабораторий цены на услуги колеблются от 50 000 до 500 000 рублей

Скорость:

достаточно долго (от 2 недель до 2 месяцев)

Инструментарий:

системы аналитики Яндекс.Метрика и Google Analytics, анализ ниши, конкурентов, изучение бухгалтерской/клиентской документации, брифование сотрудников компании.

Результат:

понимание глубинной мотивации пользователей, возможность максимально приблизить видение владельца продукта к видению пользователя.

3. Eye-tracking Offline


Описание теста:

аналогично юзабилити-тестированию, с тем отличием, что ведется запись того, куда смотрит пользователь. Проводится с использованием специального оборудования в лабораторных условиях.

Стоимость:

дорого, от 150 000 до 300 000 рублей за тестирование 3-8 человек.

Скорость:

при поиске респондентов для лаборатории не всегда быстро получается подобрать пользователей подходящих под портреты ЦА, плюс неделя на обработку данных (2-4 недели)

Инструментарий:

лаборатория оборудованная приборами для отслеживания направления взгляда, специальный софт для обработки данных. Компании, которые могут сделать исследование: trackeye.ru, neurotrend.ru, usabilitylab.ru, eye-tracking.ru.

Результат:

аналогичен результатам юзабилити тестирования, в комплексе с пониманием распределения внимания пользователей.

4. A/B тестирование Online


Описание теста:

даем респондентам попользоваться двумя разными версиями продукта. Сравнение для определения наиболее подходящего и удобного для пользователей варианта. Точность результатов зависит от размера выборки (от 2 000 уникальных пользователей и выше). Нельзя проверять больше одной гипотезы.

Стоимость:

бесплатно с помощью инструментов Google, от 3 000 до 8 000 р. за 2000-10000 посетителей на 1 проект

Скорость:

быстро, при условии, что можно привлечь достаточный объем трафика. (1-4 недели)

Инструментарий (онлайн):

инструменты A/B тестирования от Google, другие сервисы.

Результат:

объективная информация об эффективности и удобстве использования разных версий продукта. Статистические данные выраженные в абсолютных и относительных единицах: например, вариант сайта с заявкой в первом экране выбрали 500 человек (25%), а в последнем экране выбрали 1500 человек (75%);

5. Анализ переходов, кликов и движений курсора OnlineКоличественный


Описание теста:

анализируем данные систем аналитики. Изучение пользовательских сценариев, карты кликов, тепловой карты, записей действий пользователя.

Стоимость:

бесплатно с помощью Яндекс.Метрика и Google Analytics. Другие инструменты.

Скорость:

достаточно быстро (кроме оценки сценариев по записи пользовательских экранов), но нужна база для анализа — определенное количество живых пользователей, действия которых отслеживались за период от нескольких недель. Анализ данных от 1 до 7 дней.

Инструментарий (онлайн):

системы аналитики Яндекс.Метрика (в том числе Вебвизора) и Google Analytics, AskUsers (запись экрана респондента).

Смотрите также: Вопросы, на которые AskUsers отвечает лучше Яндекс.Метрики


Результат:

выявление элементов, которые притягивают наибольшее внимание и возможность перераспределить его с помощью контрастов, понимание пользовательских сценариев.

6. Side by side Online & OfflineКоличественный


Описание теста:

упрощенный вариант A/B тестирования, когда пользователю нужно просто выбрать из двух вариантов наиболее понравившийся, без совершения каких-либо дополнительных действий. Можно проводить в тематических или своих группах соц. сетей, опрашивая потенциальных покупателей или community. Если не нашли подходящей площадки или не набрали нужную для статистики выборку, можно провести в AskUsers, с помощью функционала “опросников”.

Стоимость:

бесплатно в соц.сетях или 50 р. за 1-го респондента с помощью AskUsers

Скорость:

быстро, на подготовку прототипов и опрос обычно уходит 1-5 дней

Инструментарий (онлайн):

AskUsers или тематические паблики/форумы

Результат:

выбор наиболее понравившегося пользователям варианта, как основного для использования на первых итерациях продакшн версий.

7. Интервью OfflineКачественный


Описание теста:

задаем респондентам вопросы о продукте, документируем ответы. Задача — изучение мнения пользователей о продукте путем опроса при личной беседе. В отличие от онлайн-опроса (пункт 14) проводится вживую один на один с респондентом.

Стоимость:

в агентствах услуга “под ключ” стоит недешево, от 30 000 до 250 000 рублей (от 1 до 10 респондентов),

Скорость:

быстро — само тестирование, долго — поиск подходящих респондентов (от 1 дня до 2 недель)

Инструментарий:

респондент, подготовленный список вопросов, диктофон, диван, ручка, блокнот, кофе.

Результат:

задокументированные ответы, которые дают понимание того, что волнует пользователя, какие страхи и боли имеются, что нравится или не нравится в продукте.

8. Фокус-группы OfflineКачественный


Описание теста:

усложненный вариант интервью, когда вопросы задаются не одному человеку, а группе из 3-12 респондентов. Проводится вживую.

Стоимость:

дорого, от 70 000 до 300 000 рублей

Скорость:

достаточно долго из-за подбора необходимой группы респондентов и подбора удобного всем участникам времени проведения (2-4 недели на подготовку и проведение).

Инструментарий:

группа респондентов, подготовленный список вопросов, диктофон, диваны, ручка, блокнот, кофе, печеньки.

Результат:

информация о продукте, каким его видят пользователи. Недостаток метода в том, что люди поддаются влиянию и неохотно высказывают свое мнение, если оно не совпадает с мнением группы или ее неформального лидера.

9. Совместный дизайн OfflineКачественный


Описание теста:

групповое usability тестирование, при котором разработчики совместно с пользователями обсуждают возможные решения и идеи по их воплощению. Буквально, садятся в одном помещении и беседуют, предлагают и обсуждают решения. Проводится только вживую.

Стоимость:

дорого, от 100 до 400 т.р.

Скорость:

достаточно долгая подготовка и обработка результатов (2-4 недели).

Инструментарий:

респонденты (представители ЦА продукта), дизайнеры, юзабелисты, подготовленные варианты элементов дизайна, мудборды, компьютеры с графическими редакторами, блокноты ручки, сценарий беседы.

Результат:

задокументированные предпочтения, идеи и предложения пользователей. Недостаток тот же, что и при работе с фокус-группой: многие будут отмалчиваться.

10. Дневник OnlineКачественный


Описание теста:

респонденту дается задание описать проблемы, с которыми он сталкивается при использовании продукта шаг за шагом — документирование пользователем своих потребностей и действий в ходе работы с продуктом/сайтом или при изучении прототипа.

Стоимость:

не очень дорого, 5-15 т.р. за 1-5 дневников

Скорость:

медленная из-за необходимости подготовки и контроля процесса, а также продолжительной и обработки и анализа результатов.

Инструментарий:

респондент, компьютер, AskUsers может упростить обработку сценария за счет записи экрана пользователя, ведущего дневник.

Результат:

набор задокументированных пользовательских сценариев, на основе которых можно выделить основные поведенческие паттерны и найти неудобные интерфейсные решения.

11. Концепт-тест Online & OfflineКачественный


Описание теста:

изучение реакции человека на основную идею или базовую реализацию продукта, сайта или прототипа. Показываем вариант на короткое время или рассказываем идею — следим за реакцией. Проводится как онлайн, так и вживую.

Стоимость:

бесплатно в соц сетях, не сильно дорого в AskUsers (от 1 до 10 т.р.), дороже в оффлайн (от 30 до 100 т.р.)

Скорость:

быстро (от 2 до 10 дней)

Инструментарий:

соц. сети, AskUsers, агентство

Результат:

информация о том, как пользователи принимают или не принимают вашу идею, концепцию или проект.

12. Сортировка карточек Online & OfflineКачественный


Описание юзабилити теста:

используется, чтобы определить оптимальную организацию элементов в сложных системах. Например, меню или расположение блоков на странице. Респонденту дается набор карточек, которые нужно расположить в логичном, по его мнению, порядке. Проводится онлайн или вживую.

Стоимость:

онлайн — дешево, можно использовать тематические паблики и свои группы в соц-сетях, можно спрашивать асессоров в AskUsers (от 0 до 10 т. р.) оффлайн — дорого, но иногда оправдано (при большом количестве элементов могут возникать нетривиальные решения по группировке объектов), от 30 до 100 т.р.

Скорость:

проводится довольно быстро (от 2 дней до 2 недель)

Инструментарий:

соц. сети, тематические паблики, AskUsers.

Результат:

понимание, как организовать информацию, чтобы она была доступнее и понятнее пользователям. Чаще проводится на ранних стадиях разработки и прототипирования.

13. Тест привлекательности OnlineКачественный


Описание usability теста:

на короткое время респонденту показывается интерфейс или продукт. Задача тестируемого — выбрать из списка прилагательных те слова, которые характеризую продукт наиболее полно. Потребуется от 10 до 50 респондентов.

Стоимость:

от бесплатного, до недорого в AskUsers (от 500р до 7500р)

Скорость:

быстро, от 2 до 10 дней

Инструментарий:

тематические сообщества и личные аккаунты в соц. сетях, опросники в AskUsers со своим списком из 10 прилагательных или открытые вопросы для неограниченной фантазии респондентов.

Результат:

описание первичного впечатления пользователей от вашего продукта, сайта, прототипа или решения, возможность найти боли покупателей и дополнительные триггеры для раскрытия торгового предложения на сайте.

14. Онлайн-опрос OnlineКоличественный


Описание теста:

респондент отвечает на вопросы об использовании сайта, продукта или об удобстве и простоте интерфейса. Отличается от метода юзабилити тестирования тем, что к вопросам могут прилагаться варианты ответов, а опрашивается гораздо больше респондентов (от 20 до нескольких сотен человек).

Стоимость:

в соц. сетях - бесплатно, но сложнее подобрать ЦА, в AskUsers - проще определиться с респондентами, но надо немного заплатить (от 1 до 10 т.р.)

Скорость:

быстро - от 2 до 7 дней.

Инструментарий:

тематические сообщества и личные аккаунты в соц. сетях, опросники в AskUsers.

Результат:

статистика по предпочтениям потенциальных покупателей относительно интерфейсных решений, расположения элементов, привлекательности предложений и другого. Используется на различных этапах разработки и развития сайта, помогает решить локальные задачи, улучшить интерфейсы и определить направления для дальнейшего развития.

15. Тайный покупатель Online & Offline


Описание теста:

респондентам, подходящим под портреты пользователей сайта, ставится задача пройти полный цикл от выбора товара на сайте до его оплаты и получения. Тестируется вся воронка продаж и соответствие информации на сайте.

Стоимость:

дорого - от 50 000 до 500 000 рублей в месяц

Скорость:

не долго - от 2 до 30 дней на проведение одной итерации, эффективнее проводить на регулярной основе от 2-3 до 100 тайных покупателей в месяц.

Инструментарий:

специализированные агентства со своей базой тайных покупателей по всей России и СНГ.

Результат:

задокументированная информация от соответствии торгового предложения на сайте, реальному положению дел, оценка работы операторов, консультантов, курьерской службы. Нахождение слабых мест в воронке продаж.

Как выбрать нужный способ тестирования?

Мы описали 15 методов проверить, насколько ваш сайт, продукт, прототип, идея или продукт подходит пользователю. У каждого из них свои задачи. Какие-то позволяют быстро и дешево получить достоверный результат, а другие, наоборот, требуют значительных затрат времени и денег.

graf-vivods.png
  • Этнография — это базовое исследование, которое стоит сделать еще на этапе подготовительных работ.
  • Тестирование качественных характеристик возможно на любом этапе — начиная от идеи и прототипа и заканчивая готовым продуктом.
  • Количественные тесты и в большинстве случаев есть смысл проводить, когда есть уже готовый продукт.

Для получения базовой информации о жизнеспособности или нежизнеспособности идеи или прототипа рекомендуется проводить недорогие и быстрые тесты: концепт, юзабилити, привлекательности, опрос.

Выводы и рекомендации

  • Тестирование нужно проводить на всех этапах создания и продвижения продукта.
  • Тестирование дает объективную информацию, которая может сильно повлиять на конечный результат.
  • Существует большое количество тестов под любые задачи.
  • Для проведения большинства тестов достаточно штатного инструментария AskUsers и систем аналитики Яндекс.Метрика и Google Analytics.

Чем больше сделаете usability тестов — тем лучше вы понимаете, что нужно клиентам. И тем выше вероятность создать востребованный и нужный продукт, который будет работать эффективно и приносить его владельцу больший доход.


Уже тестируете? Или все еще верите в свою интуицию?


19327
Читать также