Метод парных сравнений в юзабилити
- Что такое метод парных сравнений
- Преимущества и недостатки метода парных сравнений
- Как использовать данный психологический принцип
Анализируя статистику, можно провести количественную оценку эффективности. Найти лучшее решение, опираясь на цифры, невозможно – они дают только общий срез.
В отличие от стандартных метрик и критериев, парные сравнения помогают выявить качественную, а не количественную разницу в характеристиках. Это позволяет быстрее улучшать ресурс, не расходуя время на сбор достаточного объёма данных.
Что такое метод парных сравнений
Этот способ исследования используется во многих сферах, связанных с маркетингом, социологией, психологией, дизайном, разработкой бизнес-моделей, политикой. Цели тоже могут отличаться: найти лучший вариант, собрать обратную связь или требования клиентов, провести ранжирование элементов по приоритетам и т.д. В юзабилити чаще всего метод парных сравнений применяется для сравнения двух вариантов платформы.
Требования и принципы для проведения исследования:
- Сравнивать можно только несколько однотипных объектов, например, две идентичные по содержанию страницы, но с разным дизайном.
- Один признак – одно тестирование. Если одновременно проверять разные характеристики, невозможно точно понять, что именно влияет на выбор.
- Точное определение метрик, исходя из цели. Что важнее: чтобы пользователь совершил переход на другие страницы или прочитал информацию до конца? От этого зависит результат.
Методика также позволяет собрать более качественные отзывы о дизайне. Если респонденту показать только одну страницу, он даст общую оценку, не вдаваясь в детали. Когда перед глазами два варианта, человек точнее может передать свои эмоции в сравнении. Визуально выбрать то, что нравится больше, проще, чем искать достоинства и недостатки в одном месте.
Преимущества и недостатки метода парных сравнений
Эмоциональный отклик – один из главных критериев юзабилити, поэтому такой подход поможет проводить более эффективные исследования и быстрее улучшать результаты. У данной психологической методики есть и другие достоинства:
- точное выявление проблем, которые можно легко перевести в задачи для технических специалистов;
- концентрация внимания на одном показателе, а не на всей странице сразу, что облегчает проработку;
- можно получить не только среднюю оценку, но и разобраться в важности фактора.
Главное достоинство метода – его простота. Он позволяет собрать объективные оценки характеристик, которые обосновываются статистически. В итоге снижается риск случайных результатов.
С другой стороны, разбивка на признаки – это сложный процесс, который требует много времени. Тестирование многофункциональных ресурсов необходимо проводить поэтапно, отслеживая каждый параметр. Второй недостаток – организационные проблемы: нет готового программного обеспечения, подходящего под разные цели.
Как использовать данный психологический принцип
Из-за высокой трудоёмкости процесса применять этот метод не стоит повсеместно. Лучше всего его использовать на готовом ресурсе при постепенных улучшениях юзабилити или в случае сомнений. Узнать стоимость юзабилити-аудита сайта и заказать его можно в сервисе AskUsers.
Например, дизайнер подготовил два варианта макета в разных цветах. Ваша задача – выбрать тот, который понравится целевой аудитории больше и будет лучше конвертировать заявки. Для этого вам подойдёт метод парных сравнений.
Или вы хотите проверить гипотезу о том, что изменение кнопки CTA повысит продажи. Вы можете создать несколько образцов и попарно проверить их на реальных пользователях. Так можно проверить предположения до внесения изменений на рабочую платформу.
Услуги, которые будут вам интересны
А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.