Как применять дизайн, который базируется на анализе данных?

949
Команда AskUsers
Команда AskUsers
05 апреля 2024
Содержание

Дизайн, который базируется на анализе данных, представляет собой методику, при которой выбор дизайнерских решений основывается на информации, собранной в процессе исследований. 

Заказать юзабилити-аудит сайта CTA-баннер.png

Этот подход может значительно улучшить дизайн, делая его более отзывчивым к потребностям пользователей и повышая их удовлетворенность. Давайте разберемся в этом подробнее.

Что представляет собой дизайн, базирующийся на анализе данных?

Такой дизайн применяет численные и описательные данные для обоснования и формирования дизайнерских концепций при создании цифровых изделий. Дизайнеры опираются на реальное поведение и предпочтения пользователей, выявленные в ходе исследований, чтобы сделать решения более целесообразными и ориентированными на потребителя.

Этот метод минимизирует догадки и предположения, что ведет к более точным и своевременным решениям в разработке продуктов. Внедрение данных в процесс дизайна позволяет дизайнерам глубже понимать потребности пользователей и улучшать их удовлетворенность, обеспечивая гармонию между потребностями пользователей и бизнес-целями.

Что значит ориентироваться на данные?

Ориентация на данные подразумевает основывать свои решения и действия на фактических данных и выводах, сделанных на основе анализа, вместо того чтобы полагаться только на интуицию, предположения или личные взгляды.

В стратегии, ориентированной на данные, информация служит фундаментом для понимания тенденций, выявления закономерностей и формулирования стратегий в различных областях или на разных этапах разработки продукта.

В контексте UX-дизайна, ориентация на данные означает применение фактических данных для обоснования процесса дизайна и усовершенствования пользовательского опыта продуктов.

В чем разница между UX-дизайном и аналитикой данных?

UX-дизайн и аналитика данных — это разные специализации. UX-дизайн фокусируется на создании интуитивно понятного и комфортного опыта использования цифровых продуктов или услуг. Он включает понимание поведения пользователей, проведение исследований и разработку интерфейсов, соответствующих их нуждам.

Аналитика данных сосредоточена на изучении информации для выявления глубоких инсайтов и принятия обоснованных решений. Она включает сбор, обработку и анализ данных для определения шаблонов, тенденций и взаимосвязей, которые могут быть применены для стратегического планирования, оптимизации и решения проблем.

Обе эти области имеют важное значение для создания успешных продуктов. Интеграция результатов анализа данных в UX-дизайн может способствовать более продуманным дизайнерским решениям, а акцент на пользовательском опыте может помочь эффективно использовать полученную информацию для удовлетворения потребностей пользователей.


Типы данных, используемых в дизайне

UX-дизайнеры и заинтересованные лица опираются на два вида данных при принятии решений:

  • Количественные данные — показывают «что», «когда» и «как» происходят события.
  • Качественные данные —  объясняют «почему» происходит то или иное событие.

Количественные данные

Количественные данные представляют собой численные и измеримые сведения, которые дают дизайнерам объективное понимание взаимодействия и действий пользователей. Этот вид данных ценен для выявления общих тенденций и образования, что позволяет дизайнерам принимать обоснованные решения, опираясь на проверенные факты.

Допустим, специалист по дизайну изучает статистику веб-ресурса, чтобы выявить самые посещаемые разделы или этапы, на которых посетители чаще всего прекращают пользование сайтом. Это даст возможность ему сделать выводы о том, как можно улучшить структуру и содержание сайта.

Неколичественные данные

Этот тип данных не поддаётся количественному измерению и связан с личными впечатлениями, ощущениями и мотивациями пользователей. Они предоставляют создателям дизайна более глубокое понимание причин поведения пользователей, их нужд и предпочтений.

К примеру, анализ откликов после тестов на удобство использования или беседы с пользователями могут выявить трудности или желания аудитории, что будет учтено в дизайн-процессе и приведёт к разработке решений, ориентированных на конечного пользователя.

Основные источники данных для дизайнеров

Вот шесть ключевых направлений, где дизайнерские команды обычно собирают информацию:

  • Инструментарий веб-аналитики
  • Опросы пользователей и интервью с ними
  • Сплит-тестирование A/B
  • Тесты на удобство использования
  • Тепловые карты и слежение за кликами
  • Мультитестирование

Применение аналитических инструментов

Инструментарий веб-аналитики (например, Google Analytics, продуктовые метрики, аналитика соцсетей, email-аналитика и так далее) предоставляет дизайнерам важные количественные сведения о взаимодействии пользователей с ресурсом, их демографических особенностях и активности.

Эти инструменты предлагают данные о том, как пользователи взаимодействуют с цифровыми продуктами, помогая дизайнерам выявлять аспекты для улучшения и оптимизации пользовательского опыта.

Например, дизайнерская группа может исследовать показатель отказов на конкретной странице, чтобы установить проблемы и внести изменения для удержания внимания пользователей и стимулирования их активности.

Интервью и опросы пользователей

Опросы и интервью с пользователями необходимы для получения неколичественных данных, которые помогают понять взгляды, предпочтения и мотивацию аудитории. Дизайнеры взаимодействуют с пользователями напрямую, чтобы лучше осознать их потребности и проблемы, что ведет к более осмысленным дизайн-решениям.

К примеру, дизайнерская команда может организовать интервью с пользователями, чтобы выяснить, почему определенная функция не находит отклика у аудитории, что позволит внести необходимые доработки.

Сплит-тестирование A/B


Сплит-тестирование A/B является ценным методом сравнения нескольких вариантов дизайна для определения более удачного с точки зрения восприятия пользователем. Дизайнеры применяют этот метод для принятия обоснованных решений относительно наиболее эффективных и понятных макетов или дизайн-элементов.

К примеру, дизайнерская команда может испытать два различных оформления кнопок призыва к действию, чтобы установить, какой из них способствует увеличению конверсии, и в конечном итоге выбрать более эффективный вариант.

Тестирование удобства использования

Тесты на удобство использования представляют собой ключевой этап в процессе разработки, позволяющий дизайнерам наблюдать за взаимодействием пользователей с продуктом и выявлять возможные проблемы юзабилити.

Например, команда дизайнеров может провести тестирование нового процесса оформления заказа и выявить, что пользователи испытывают трудности с нахождением кнопки «Продолжить», что побудит их пересмотреть дизайн для улучшения видимости и логики навигации.

Инструменты визуализации взаимодействия пользователей, такие как тепловизионные карты и системы отслеживания кликов, включая Hotjar и Crazy Egg, наглядно демонстрируют активность посетителей на страницах или в приложениях. Это дает возможность лучше понять их действия и предпочтения. С помощью этой информации специалисты по UX могут выявить самые востребованные разделы или места, где возникают проблемы у пользователей, что способствует принятию более продуманных решений в области дизайна.

К примеру, анализируя тепловую карту домашней страницы, дизайнеры могут обнаружить, что посетители часто пытаются кликнуть на картинку, которая не является ссылкой. Это может стать поводом для добавления ссылки на этот элемент, с целью улучшения взаимодействия с сайтом.

Методы мультивариативного тестирования

Мультивариативное тестирование представляет собой передовой подход, позволяющий одновременно проверять влияние нескольких переменных в рамках одного эксперимента. Это дает возможность глубже понять, как различные аспекты дизайна взаимодействуют между собой и влияют на действия пользователей.

Такой метод особенно ценен при доработке сложных интерфейсов или функционала, так как способствует выявлению наиболее эффективных сочетаний дизайнерских элементов.

Например, дизайнерская группа может провести мультивариативный эксперимент на лендинге, сравнивая разнообразные заголовки, графические элементы и цветовые схемы кнопок призыва к действию.

Проблематика и ограничения данных в дизайне

Сбор информации о пользователях и вопросы конфиденциальности

Сбор данных и уважение к личной информации пользователей представляют собой сложные вопросы для UX-дизайнеров. Они должны найти баланс между получением ценных сведений и соблюдением конфиденциальности, соответствуя при этом законодательным стандартам, таким как GDPR и CCPA.

Для решения этих задач дизайнеры могут применять принципы конфиденциальности в дизайне, собирать только необходимую информацию и получать ясное согласие от пользователей. Также важно анонимизировать персональные данные и использовать надежные способы их хранения и передачи, чтобы поддерживать доверие клиентов и соответствовать законодательным требованиям.

Риск предвзятости в данных

Искажение информации может происходить по различным причинам, включая ошибки в выборке или влияние существующих предрассудков, что может привести к некорректным выводам и отрицательно сказаться на проектных решениях.

Для снижения риска предвзятости проектные команды должны стремиться к созданию разнообразных и представительных выборок, использовать перекрестную проверку с разными источниками данных и критически оценивать свои предположения.

Кроме того, важно привлекать к анализу данных специалистов из разных областей, поскольку разнообразие мнений может помочь выявить и устранить потенциальные искажения и улучшить процесс принятия решений.

Ошибки в трактовке данных и неверные допущения

Неправильное понимание данных, их низкое качество или ошибочные допущения могут привести к неверным проектным решениям и ухудшению взаимодействия с пользователем. Чтобы избежать таких проблем, команды должны тщательно анализировать информацию, осознавая ее контекст и ограничения.

Необходимо также сверять полученные результаты, используя данные из различных источников, и применять строгие статистические методы при работе с количественной информацией.

Привлечение специалистов и конечных пользователей к процессу создания продукта крайне важно. Их взгляды и оценки помогут уточнить гипотезы и толкования, что гарантирует профессиональную оценку и целевую направленность проектных решений.

Применение данных для проектирования решений

Этап 1 — Целеполагание

Перед началом сбора и обработки информации дизайнерам необходимо четко определить цели и задачи. Этот этап включает выбор ключевых показателей эффективности (KPI), которые соответствуют потребностям целевой аудитории и стратегическим целям компании. Четкая постановка измеримых целей направляет усилия дизайнеров на ключевые аспекты продукта или пользовательского опыта.

Этап 2 — Сбор и обработка информации

Определив цели, команда дизайнеров должна собрать необходимые количественные и качественные данные из разнообразных источников, включая аналитические инструменты, опросы и тесты юзабилити. Дизайнеры должны применять строгие методы анализа для точности выводов и избежания предвзятости.

Этап 3 — Поиск закономерностей и новых идей

В собранных данных дизайнеры ищут закономерности и новые идеи, которые послужат основой для проектных решений. Этот аналитический процесс может включать выделение проблемных зон, предпочтений или поведенческих тенденций пользователей. Распознав эти закономерности, дизайнеры могут глубже понять потребности аудитории и принимать обоснованные решения на всех этапах проектирования.


Этап 4 — Проектные решения на основе анализа данных

С учетом полученных данных дизайнеры могут принять решения, которые отвечают потребностям пользователей и способствуют достижению бизнес-целей. Это включает в себя дизайн-итерации, учет отзывов и корректировку продукта на основе анализа. При поступлении новой информации дизайнерам может потребоваться корректировка или изменение курса, чтобы решения оставались релевантными и эффективными.

В процессе проектирования дизайнеры создают прототипы, от простых бумажных моделей до интерактивных прототипов, для проверки идей и гипотез.

Этап 5 — Итерации и усовершенствование на основе данных

На всех этапах разработки важно отслеживать влияние дизайнерских изменений и вносить коррективы. Команды следят за KPI, собирают отзывы и улучшают дизайн для оптимизации опыта пользователей и достижения целей.

Применяя данные, дизайнеры обеспечивают ориентацию на пользователя и соответствие его нуждам и бизнес-стратегии.

Хотя проектирование, опирающееся на анализ данных, необходимо для создания ориентированных на пользователя решений, не стоит забывать о значении интуиции и творчества. Полагаясь исключительно на данные, можно получить устаревшие и лишенные инноваций проекты.

Значимость интуиции и творчества в дизайне

Интуитивный подход и творческий замысел незаменимы для инновационного дизайна, позволяя дизайнерам выходить за рамки привычного и создавать оригинальные решения для проблем пользователей. Эти качества дают возможность дизайнерам эмпатировать пользователям, предвидеть их желания и формировать увлекательные, запоминающиеся продукты, выделяющиеся среди конкурентов.

К примеру, специалисты по дизайну могут применять своё интуитивное понимание и творческий потенциал для создания оригинального и эстетически притягательного дизайна, который захватывает внимание аудитории, усиливает их вовлеченность и удовлетворенность.

Найти золотую середину между данными и интуицией

Для создания по-настоящему эффективного и ориентированного на пользователя дизайна критически важно находить равновесие между дизайном, который базируется на фактах и данных, и личной интуицией с креативностью. Специалистам по дизайну следует опираться на фактические данные для обоснования и тестирования своих идей, одновременно доверяясь собственным внутренним ощущениям и опыту для направления процесса дизайна.

К примеру, дизайнер может обнаружить определённый паттерн в данных, сигнализирующий о том, что некоторый функционал используется недостаточно часто. Хотя эти данные предоставляют важные сведения, интуитивное чутьё и креативный взгляд дизайнера могут подсказать пути разработки более привлекательного и отзывчивого на потребности пользователей дизайнерского решения.

Не поддавайтесь излишней зависимости от данных

Данные являются важным ресурсом, но их переоценка может подавить творчество и ограничить инновационные подходы. Дизайнерам важно осознавать этот риск и избегать слишком узкого использования данных, что может привести к банальным или неоригинальным решениям.

К примеру, группа дизайнеров может выявить, что определенный дизайнерский шаблон пользуется популярностью среди пользователей. Несмотря на значимость этих наблюдений, необходимо также исследовать альтернативные варианты, потому что слепое следование за трендами может привести к тому, что продукт окажется невыразительным и не сможет удовлетворить уникальные потребности аудитории.

Понравилась статья? Жмите лайк или подписывайтесь на рассылку.

А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.

Команда AskUsers
Команда AskUsers