Главная страница

Оптимизация сценариев взаимодействия пользователя с сайтом

Юзабилити воспринимается как что-то цельное. Но на самом деле, даже в ходе самого рядового рутинного процесса пользователь решает очень много мелких задач, каждая из которых отнимает чуточку его внимания и времени.

Часто именно эти мелочи становятся причиной того, что даже идеально отрисованными вполне продуманным с виду сайтом невозможно пользоваться без крепкого словца и порции бодрящей ненависти.

Чтобы избежать появления этих проблем, и нужно составлять профили задач для каждого пользовательского сценария.  

Что это такое?


Профиль задачи — это комплексное формализованное описание процесса взаимодействия пользователя с сайтом на определенном этапе.

Как карточки товара в интернет-магазине — только применительно к пользовательским задачам, для каждой из которых мы анализируем и описываем три характеристики.


  1. Частота. Сколько раз пользователь выполняет задачу. Чем выше показатель частоты — тем приоритетнее профиль и тем больше внимания нужно уделить работе с ним.

  2. Состав. Проработка сценария взаимодействия и раскладка задачи на мелкие подзадачи.

  3. Сложность. Комплексный показатель, который формируется на основе балльной оценки подзадач состава.

Как составить?

А теперь — к практике. Составим профиль для несложной и понятной задачи — регистрации пользователя на сайте.

Возьмем обычную форму и на ее примере рассмотрим, как все происходит:forma registracii magazina.png
                                    

Частота

  • Заполнить форму.

  • Подтвердить e-mail.

  • Войти на сайт.

Задача разделяется на три подзадачи. Но все не так просто, потому что каждая из них распадается на еще более мелкие части.

Заполнить форму:

  • Локализовать поле Имя.

  • Навести курсор на поле Имя.

  • Заполнить поле Имя.

  • Локализовать поле Фамилия.

  • Навести курсор на поле Фамилия.

  • Заполнить поле Фамилия.

  • Локализовать поле Логин.

  • Навести курсор на поле Логин.

  • Заполнить поле Логин.

  • Локализовать поле Пароль.

  • Навести курсор на поле Пароль.

  • Заполнить поле Пароль.

  • Локализовать поле Подтверждение пароля.

  • Навести курсор на поле Подтверждение пароля.

  • Заполнить поле Подтверждение пароля.

  • Локализовать поле Электронная почта.

  • Навести курсор на поле Электронная почта.

  • Заполнить поле Электронная почта.

  • Локализовать кнопку Зарегистрироваться.

  • Навести курсор на кнопку Зарегистрироваться.

  • Нажать кнопку Зарегистрироваться.

6 полей и одна кнопка = 21 действие пользователя. А ведь это только начало.

Подтвердить e-mail

  • Перейти в почту.

  • Локализовать письмо подтверждения регистрации.

  • Навести курсор на письмо.

  • Открыть письмо.

  • Локализовать ссылку на подтверждение регистрации.

  • Навести курсор на ссылку.

  • Кликнуть по ссылке.


Еще 7 действий буквально на пустом месте.
Войти на сайтavtorizaciya.png

  • Перейти на страницу авторизации

  • Локализовать поле Логин.

  • Навести курсор на поле Логин.

  • Ввести логин.

  • Локализовать поле Пароль.

  • Навести курсор на поле Пароль.

  • Ввести пароль.

  • Локализовать чекбокс Запомнить меня на этом компьютере.

  • Навести курсор на чекбокс.

  • Поставить отметку в чекбоксе.

  • Локализовать кнопку Войти.

  • Навести курсор на кнопку.

  • Кликнуть на кнопку.

Еще 13 действий, чтобы войти на сайт.

В общем, регистрация на сайте с такой формой и подтверждением емейла требует 41 действия от пользователя. Сорок одного!

Сложность

Каждой подзадаче присваивается балл. Обычно это 0.1 для мелких операций, но если пользователю в ходе выполнения задачи нужно переходить в другую вкладку или окно — то каждый переход добавляет 1 балл. Сложность рассчитывается как сумма баллов. Для каждой задачи расчет сложности начинается с 1. Если итоговый балл является числом дробным — округляем до ближайшего целого по правилам математики.

Заполнить форму: 1 + (21 * 0.1) = 3.1 (Сложность подзадачи — 3)

Подтвердить e-mail: 1 (из-за перехода во вкладку с почтой) + (6 * 0,1) = 1.7 (Сложность подзадачи — 2)

Войти на сайт: 1 (переход по ссылке из письма) + (12 * 0,1) = 2.2 (Сложность подзадачи — 2)


Сложность задачи Регистрация на сайте: 3 + 2 + 2 = 7


Когда мы определили частоту, разложили задачу на составляющие и подсчитали сложность — можно скомплектовать профили для подзадач и задачи.

Профили задачи и подзадач


Задача:zadachi.png

Подзадача 1:podzadacha1.png
Подзадача 2:podzadacha2.png

Подзадача 3:podzadacha3.png

Так как без регистрации и последующей авторизации пользователь в нашем случае не может нормально пользоваться сайтом — всем подзадачам и общей задаче мы присвоили высокий приоритет. Еще одна причина для этого — пользователи могут отсеиваться на этапе регистрации из-за усложненной формы или попадания писем в спам, что автоматически ведет к практически 100% потере клиента.

Внешний вид профиля задачи может отличаться в зависимости от особенностей проекта, целей исследования и эстетических предпочтений тестера. Вот пример оформления карточки от коллег и США:primer oformleniya kartochki ot kolleg i SShA.png 

Как использовать профили задач?

Теперь самое интересное. Когда у нас есть профиль задачи — мы можем заняться оптимизацией пользовательских сценариев.

В нашем случае очевидно, что 41 шаг — это слишком много для такой простой, хотя и важной задачи, как регистрация пользователя на сайте.

Что же делать?

Шаг 1: сократить количество переходов между вкладками


Так ли нужно нам требовать обязательное подтверждение с последующим логином? Ведь проще сразу перенаправить пользователя в кабинет, а регистрационный данные выслать на почту.

Решение — убираем Подтвердить e-mail и Войти на сайт.

Результат — сложность задачи упала до 3, а количество необходимых для регистрации действий сократилось до 21 (почти вполовину!).

Шаг 2: сокращаем количество действий в подзадаче Заполнить форму


Каждое поле — это три действия для пользователя. Если сократить количество полей — можно существенно упростить этот этап для потенциального клиента.

Решение — убрать все лишнее и оставить только поле для ввода электронной почты и кнопку регистрации. Почта будет логином, а временный пароль можно выслать в письме. Имя, фамилия, адрес и другие данные легко добавляются через личный кабинет. Пользователь может сделать это в любое другое время.

Результат — теперь наша задача состоит из следующих этапов:

  • Локализовать поле E-mail.

  • Навести курсор на поле.

  • Заполнить поле.

  • Локализовать кнопку Зарегистрироваться.

  • Навести курсор на кнопку.

  • Нажать кнопку.


Сложность задачи —- 2 (округленная сумма 1+ (6 * 0.1) ).

6 шагов и сложность 2 вместо первоначальных 41 и 7, соответственно. Но это еще не предел. Если мы автоматически поставим курсор в поле ввода электронной почты — то выпадет еще один этап. И хотя на оценке сложности это не скажется из-за округления — пользователю будет еще проще и удобнее выполнить эту задачу.

Общие выводы и примеры


Профиль задачи дает нам объективную информацию и показывает направления для оптимизации пользовательских сценариев. В нашем примере изначально был 41 этап, а общая сложность достигала 7 баллов. В несколько простых шагов мы смогли уменьшить количество этапов до 5, а сложность — до 2 баллов.

По этому принципу мы проектировали форму регистрации в AskUsers:forma registracii v AskUsers.png
Есть и альтернативный вариант — регистрация при помощи социальных сетей.registraciya pri pomoschi socialnih setei.png
Важно понимать, что профили задач — это прикладной инструмент, который позволяет находить пути для оптимизации пользовательских сценариев и улучшения юзабилити сайта.

Подводя итоги

  • Составление профилей задач — простой и действенный способ находить пути для оптимизации и улучшения сайта.

  • Профили задач дают объективную информацию для анализа юзабилити проекта.

  • Составление профилей задач для всех пользовательских сценариев дает возможность многократно улучшить взаимодействие с пользователям в рамках каждого сценария.

  • Возможно составление профилей как отдельных, так и взаимосвязанных, созависимых задач.


А вы используете профили задач для улучшения своего проекта? Или все еще делаете все на глазок?



Подпишитесь на обновления, чтобы быть в курсе!

Оцените статью:

( 12 оценок, средняя: 4.01 из 5 )

Новые кейсы и лайфхаки еще впереди. Подпишитесь на обновления, и узнавайте все первыми. Это бесплатно!

Адрес подписки уже существует. Пожалуйста укажите другой адрес.

Указать другой

На ваш почтовый адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.

Если вы ещё не являетесь пользователем AskUsers,
но хотите улучшить свой сайт, то просто зарегистрируйтесь.

Хочу попробовать