Правила юзабилити

Оптимизация сценариев взаимодействия пользователя с сайтом

Команда AskUsers

Команда AskUsers

Юзабилити воспринимается как что-то цельное. Но, на самом деле, даже в ходе самого рядового процесса пользователь решает очень много мелких задач, каждая из которых отнимает чуточку его внимания и времени.

Часто именно эти мелочи становятся причиной того, что даже идеально отрисованным, продуманным с виду сайтом невозможно пользоваться без крепкого словца и порции бодрящей ненависти.

Чтобы избежать появления этих проблем, нужно составлять профили задач для каждого пользовательского сценария.

Что это такое?

Профиль задачи — это комплексное формализованное описание процесса взаимодействия пользователя с сайтом на определенном этапе.

Как карточки товара в интернет-магазине, только применительно к пользовательским задачам, для каждой из которых мы анализируем и описываем три характеристики.

  1. Частота. Сколько раз пользователь выполняет задание. Чем выше показатель частоты, тем приоритетнее профиль, тем больше внимания нужно уделить работе с ним.

  2. Состав. Проработка сценария взаимодействия и раскладка задачи на мелкие подзадачи.

  3. Сложность. Комплексный показатель, который формируется на основе балльной оценки подзадач состава.

Как составить?

А теперь — к практике. Составим профиль для несложной и понятной задачи — регистрации пользователя на сайте.

Возьмем обычную форму и на ее примере рассмотрим, как все происходит:

forma registracii magazina.png

Частота

  • Заполнить форму.
  • Подтвердить e-mail.
  • Войти на сайт.

Задача разделяется на три подзадачи. Но все не так просто, потому что каждая из них распадается на еще более мелкие части.

Заполнить форму:

  • Локализовать поле "Имя".
  • Навести курсор на поле "Имя".
  • Заполнить поле "Имя".
  • Локализовать поле "Фамилия".
  • Навести курсор на поле "Фамилия".
  • Заполнить поле "Фамилия".
  • Локализовать поле "Логин".
  • Навести курсор на поле "Логин".
  • Заполнить поле "Логин".
  • Локализовать поле "Пароль".
  • Навести курсор на поле "Пароль".
  • Заполнить поле "Пароль".
  • Локализовать поле "Подтверждение пароля".
  • Навести курсор на поле "Подтверждение пароля".
  • Заполнить поле "Подтверждение пароля".
  • Локализовать поле "Электронная почта".
  • Навести курсор на поле "Электронная почта".
  • Заполнить поле "Электронная почта".
  • Локализовать кнопку "Зарегистрироваться".
  • Навести курсор на кнопку "Зарегистрироваться".
  • Нажать кнопку "Зарегистрироваться".

6 полей и 1 кнопка = 21 действие пользователя. А ведь это только начало.

Подтвердить e-mail

  • Перейти в почту.
  • Локализовать письмо подтверждения регистрации.
  • Навести курсор на письмо.
  • Открыть письмо.
  • Локализовать ссылку на подтверждение регистрации.
  • Навести курсор на ссылку.
  • Кликнуть по ссылке.

Еще 7 действий буквально на пустом месте.

Войти на сайт

avtorizaciya.png

  • Перейти на страницу авторизации
  • Локализовать поле "Логин".
  • Навести курсор на поле "Логин".
  • Ввести логин.
  • Локализовать поле "Пароль".
  • Навести курсор на поле "Пароль".
  • Ввести пароль.
  • Локализовать чекбокс "Запомнить меня на этом компьютере".
  • Навести курсор на чекбокс.
  • Поставить отметку в чекбоксе.
  • Локализовать кнопку "Войти".
  • Навести курсор на кнопку.
  • Кликнуть на кнопку.

Еще 13 действий, чтобы войти на сайт.

В общем, регистрация на сайте с такой формой и подтверждением е-мейла требует 41-го действия от пользователя. Сорок одного!

Сложность

Каждой подзадаче присваивается балл. Обычно это 0.1 для мелких операций. Но если пользователю в ходе выполнения задачи нужно переходить в другую вкладку или окно, то каждый переход добавляет 1 балл. Сложность рассчитывается как сумма баллов. Для каждой задачи расчет сложности начинается с 1. Если итоговый балл является числом дробным — округляем до ближайшего целого по правилам математики.

Заполнить форму: 1 + (21 * 0.1) = 3.1 (Сложность подзадачи — 3)

Подтвердить e-mail: 1 (из-за перехода во вкладку с почтой) + (6 * 0,1) = 1.7 (Сложность подзадачи — 2)

Войти на сайт: 1 (переход по ссылке из письма) + (12 * 0,1) = 2.2 (Сложность подзадачи — 2)

Сложность задачи "Регистрация на сайте": 3 + 2 + 2 = 7

Когда мы определили частоту, разложили задачу на составляющие и подсчитали сложность, можно скомплектовать профили для подзадач и задачи.

Профили задачи и подзадач

Задача:

zadachi.png

Подзадача 1:

podzadacha1.png

Подзадача 2:

podzadacha2.png

Подзадача 3:

podzadacha3.png

Так как без регистрации и последующей авторизации пользователь не может нормально пользоваться сайтом — всем подзадачам и общей задаче мы присвоили высокий приоритет. Еще одна причина для этого — пользователи могут отсеиваться на этапе регистрации из-за усложненной формы или попадания писем в спам, что автоматически ведет к практически 100% потере клиента.

Внешний вид профиля задачи может отличаться в зависимости от особенностей проекта, целей исследования и эстетических предпочтений тестера. Вот пример оформления карточки от коллег из США:

primer oformleniya kartochki ot kolleg i SShA.png

Как использовать профили задач?

Теперь самое интересное. Когда у нас есть профиль задачи, мы можем заняться оптимизацией пользовательских сценариев.

В нашем случае очевидно, что 41 шаг — это слишком много для такой простой задачи, как регистрация пользователя на сайте.

Что же делать?

Шаг 1: сократить количество переходов между вкладками

Так ли нужно нам требовать обязательное подтверждение с последующим логином? Ведь проще сразу перенаправить пользователя в кабинет, а регистрационные данные выслать на почту.

Решение — убираем "Подтвердить e-mail" и "Войти на сайт".

Результат — сложность задачи упала до 3-х, а количество необходимых для регистрации действий сократилось до 21-го (почти в два раза!).

Шаг 2: сокращаем количество действий в подзадаче "Заполнить форму"

Каждое поле — это три действия для пользователя. Если сократить количество полей, можно существенно упростить этот этап для потенциального клиента.

Решение — убрать все лишнее и оставить только поле для ввода электронной почты и кнопку регистрации. Почта будет логином, а временный пароль можно выслать в письме. Имя, фамилия, адрес и другие данные легко добавляются через личный кабинет. Пользователь может сделать это в любое другое время.

Результат — теперь наша задача состоит из следующих этапов:

  • Локализовать поле "E-mail".
  • Навести курсор на поле.
  • Заполнить поле.
  • Локализовать кнопку "Зарегистрироваться".
  • Навести курсор на кнопку.
  • Нажать кнопку.

Сложность задачи —- 2 (округленная сумма 1+ (6 * 0.1) ).

6 шагов и сложность 2 вместо первоначальных 41 и 7, соответственно. Но это еще не предел. Если мы автоматически поставим курсор в поле ввода электронной почты, то выпадет еще один этап. И хотя на оценке сложности это не скажется из-за округления, пользователю будет еще проще и удобнее выполнить эту задачу.

Общие выводы и примеры

Профиль задачи дает нам объективную информацию и показывает направления для оптимизации пользовательских сценариев. В нашем примере изначально был 41 этап, а общая сложность достигала 7-ми баллов. В несколько простых шагов мы смогли уменьшить количество этапов до 5-ти, а сложность — до 2-х баллов.

По этому принципу мы проектировали форму регистрации в AskUsers:

forma registracii v AskUsers.png

Есть и альтернативный вариант — регистрация при помощи социальных сетей.

registraciya pri pomoschi socialnih setei.png

Важно понимать, что профили задач — это прикладной инструмент, который позволяет находить пути для оптимизации пользовательских сценариев и улучшения юзабилити сайта.

Подводя итоги

  • Составление профилей задач — простой и действенный метод находить пути для оптимизации и улучшения сайта.
  • Профили задач дают объективную информацию для анализа юзабилити проекта.
  • Составление профилей задач для всех пользовательских сценариев дает возможность многократно улучшить взаимодействие с пользователями в рамках каждого сценария.
  • Возможно составление профилей как отдельных, так и взаимосвязанных, созависимых задач.

А вы используете профили задач для улучшения своего проекта? Или делаете все на глазок?

Закажи юзабилити-тестирование прямо сейчас
Заказать
9807
Читать также