Правила юзабилити

Оптимизация сценариев взаимодействия пользователя с сайтом

Команда AskUsers

Команда AskUsers

Юзабилити воспринимается как что-то цельное. Но на самом деле, даже в ходе самого рядового рутинного процесса пользователь решает очень много мелких задач, каждая из которых отнимает чуточку его внимания и времени.

Часто именно эти мелочи становятся причиной того, что даже идеально отрисованными вполне продуманным с виду сайтом невозможно пользоваться без крепкого словца и порции бодрящей ненависти.

Чтобы избежать появления этих проблем, и нужно составлять профили задач для каждого пользовательского сценария.  

Что это такое?


Профиль задачи — это комплексное формализованное описание процесса взаимодействия пользователя с сайтом на определенном этапе.

Как карточки товара в интернет-магазине — только применительно к пользовательским задачам, для каждой из которых мы анализируем и описываем три характеристики.


  1. Частота. Сколько раз пользователь выполняет задачу. Чем выше показатель частоты — тем приоритетнее профиль и тем больше внимания нужно уделить работе с ним.

  2. Состав. Проработка сценария взаимодействия и раскладка задачи на мелкие подзадачи.

  3. Сложность. Комплексный показатель, который формируется на основе балльной оценки подзадач состава.

Как составить?

А теперь — к практике. Составим профиль для несложной и понятной задачи — регистрации пользователя на сайте.

Возьмем обычную форму и на ее примере рассмотрим, как все происходит:forma registracii magazina.png
                                    

Частота

  • Заполнить форму.

  • Подтвердить e-mail.

  • Войти на сайт.

Задача разделяется на три подзадачи. Но все не так просто, потому что каждая из них распадается на еще более мелкие части.

Заполнить форму:

  • Локализовать поле Имя.

  • Навести курсор на поле Имя.

  • Заполнить поле Имя.

  • Локализовать поле Фамилия.

  • Навести курсор на поле Фамилия.

  • Заполнить поле Фамилия.

  • Локализовать поле Логин.

  • Навести курсор на поле Логин.

  • Заполнить поле Логин.

  • Локализовать поле Пароль.

  • Навести курсор на поле Пароль.

  • Заполнить поле Пароль.

  • Локализовать поле Подтверждение пароля.

  • Навести курсор на поле Подтверждение пароля.

  • Заполнить поле Подтверждение пароля.

  • Локализовать поле Электронная почта.

  • Навести курсор на поле Электронная почта.

  • Заполнить поле Электронная почта.

  • Локализовать кнопку Зарегистрироваться.

  • Навести курсор на кнопку Зарегистрироваться.

  • Нажать кнопку Зарегистрироваться.

6 полей и одна кнопка = 21 действие пользователя. А ведь это только начало.

Подтвердить e-mail

  • Перейти в почту.

  • Локализовать письмо подтверждения регистрации.

  • Навести курсор на письмо.

  • Открыть письмо.

  • Локализовать ссылку на подтверждение регистрации.

  • Навести курсор на ссылку.

  • Кликнуть по ссылке.


Еще 7 действий буквально на пустом месте.
Войти на сайтavtorizaciya.png

  • Перейти на страницу авторизации

  • Локализовать поле Логин.

  • Навести курсор на поле Логин.

  • Ввести логин.

  • Локализовать поле Пароль.

  • Навести курсор на поле Пароль.

  • Ввести пароль.

  • Локализовать чекбокс Запомнить меня на этом компьютере.

  • Навести курсор на чекбокс.

  • Поставить отметку в чекбоксе.

  • Локализовать кнопку Войти.

  • Навести курсор на кнопку.

  • Кликнуть на кнопку.

Еще 13 действий, чтобы войти на сайт.

В общем, регистрация на сайте с такой формой и подтверждением емейла требует 41 действия от пользователя. Сорок одного!

Сложность

Каждой подзадаче присваивается балл. Обычно это 0.1 для мелких операций, но если пользователю в ходе выполнения задачи нужно переходить в другую вкладку или окно — то каждый переход добавляет 1 балл. Сложность рассчитывается как сумма баллов. Для каждой задачи расчет сложности начинается с 1. Если итоговый балл является числом дробным — округляем до ближайшего целого по правилам математики.

Заполнить форму: 1 + (21 * 0.1) = 3.1 (Сложность подзадачи — 3)

Подтвердить e-mail: 1 (из-за перехода во вкладку с почтой) + (6 * 0,1) = 1.7 (Сложность подзадачи — 2)

Войти на сайт: 1 (переход по ссылке из письма) + (12 * 0,1) = 2.2 (Сложность подзадачи — 2)


Сложность задачи Регистрация на сайте: 3 + 2 + 2 = 7


Когда мы определили частоту, разложили задачу на составляющие и подсчитали сложность — можно скомплектовать профили для подзадач и задачи.

Профили задачи и подзадач


Задача:zadachi.png

Подзадача 1:podzadacha1.png
Подзадача 2:podzadacha2.png

Подзадача 3:podzadacha3.png

Так как без регистрации и последующей авторизации пользователь в нашем случае не может нормально пользоваться сайтом — всем подзадачам и общей задаче мы присвоили высокий приоритет. Еще одна причина для этого — пользователи могут отсеиваться на этапе регистрации из-за усложненной формы или попадания писем в спам, что автоматически ведет к практически 100% потере клиента.

Внешний вид профиля задачи может отличаться в зависимости от особенностей проекта, целей исследования и эстетических предпочтений тестера. Вот пример оформления карточки от коллег и США:primer oformleniya kartochki ot kolleg i SShA.png 

Как использовать профили задач?

Теперь самое интересное. Когда у нас есть профиль задачи — мы можем заняться оптимизацией пользовательских сценариев.

В нашем случае очевидно, что 41 шаг — это слишком много для такой простой, хотя и важной задачи, как регистрация пользователя на сайте.

Что же делать?

Шаг 1: сократить количество переходов между вкладками


Так ли нужно нам требовать обязательное подтверждение с последующим логином? Ведь проще сразу перенаправить пользователя в кабинет, а регистрационный данные выслать на почту.

Решение — убираем Подтвердить e-mail и Войти на сайт.

Результат — сложность задачи упала до 3, а количество необходимых для регистрации действий сократилось до 21 (почти вполовину!).

Шаг 2: сокращаем количество действий в подзадаче Заполнить форму


Каждое поле — это три действия для пользователя. Если сократить количество полей — можно существенно упростить этот этап для потенциального клиента.

Решение — убрать все лишнее и оставить только поле для ввода электронной почты и кнопку регистрации. Почта будет логином, а временный пароль можно выслать в письме. Имя, фамилия, адрес и другие данные легко добавляются через личный кабинет. Пользователь может сделать это в любое другое время.

Результат — теперь наша задача состоит из следующих этапов:

  • Локализовать поле E-mail.

  • Навести курсор на поле.

  • Заполнить поле.

  • Локализовать кнопку Зарегистрироваться.

  • Навести курсор на кнопку.

  • Нажать кнопку.


Сложность задачи —- 2 (округленная сумма 1+ (6 * 0.1) ).

6 шагов и сложность 2 вместо первоначальных 41 и 7, соответственно. Но это еще не предел. Если мы автоматически поставим курсор в поле ввода электронной почты — то выпадет еще один этап. И хотя на оценке сложности это не скажется из-за округления — пользователю будет еще проще и удобнее выполнить эту задачу.

Общие выводы и примеры


Профиль задачи дает нам объективную информацию и показывает направления для оптимизации пользовательских сценариев. В нашем примере изначально был 41 этап, а общая сложность достигала 7 баллов. В несколько простых шагов мы смогли уменьшить количество этапов до 5, а сложность — до 2 баллов.

По этому принципу мы проектировали форму регистрации в AskUsers:forma registracii v AskUsers.png
Есть и альтернативный вариант — регистрация при помощи социальных сетей.registraciya pri pomoschi socialnih setei.png
Важно понимать, что профили задач — это прикладной инструмент, который позволяет находить пути для оптимизации пользовательских сценариев и улучшения юзабилити сайта.

Подводя итоги

  • Составление профилей задач — простой и действенный способ находить пути для оптимизации и улучшения сайта.

  • Профили задач дают объективную информацию для анализа юзабилити проекта.

  • Составление профилей задач для всех пользовательских сценариев дает возможность многократно улучшить взаимодействие с пользователям в рамках каждого сценария.

  • Возможно составление профилей как отдельных, так и взаимосвязанных, созависимых задач.


А вы используете профили задач для улучшения своего проекта? Или все еще делаете все на глазок?



8429
Читать также