Поведенческие алгоритмы при выборе товаров: фильтр VS расширенный поиск
Если человек приходит в интернет-магазин для того, чтобы кое-что купить, то ему после первого знакомства с сайтом надо как-то найти интересующую продукцию и получить о ней полную информацию. Для этого он может воспользоваться либо каталогом, либо поиском.
На этом этапе перед посетителем не стоит вопрос фильтрации. Например, девушка хочет приобрести кольцо (категория). Потом выбор сужается до материала — золото (фильтрация по параметру), далее ищет подходящий размер (следующий критерий подбора). Однако, для того, чтобы пойти этим путем сначала нужно определить, есть ли здесь вообще какие-то кольца и насколько широко представлен их ассортимент?
Эксперты AskUsers рассматривают секреты правильного использования инструментов поиска и фильтрации для достижения максимального удовлетворения посетителей.
Поиск по сайту: так ли он необходим?
Аналитика проводимых в AskUsers исследований показывает, что к удобству использования поисковой строки хотя и предъявляется меньше требований, чем к фильтрам, большинство из них являются критичными. Негативный опыт применения поиска и сортировки первичных инструментов создания интересующей выборки сразу же снижает общий уровень удовлетворенности пользователя.
Наиболее частые ошибки организации поиска, на которые указывают асессоры:
-
Отсутствие автозаполнения и подсказок при формулировании запроса.
-
Нет разделения по категориям поиска для уточнения результатов при большом разнообразии ассортимента магазина.
-
Точный «буквенный» поиск, отсутствие учёта возможных опечаток, орфографических ошибок, раскладки клавиатуры и даже регистра букв.
-
Ограниченность поиска по синонимам, например, GoPro, гоупро и GP-камеры.
Конечно «умный» поиск должен при невозможности точного подбора результатов выдавать уведомление а-ля: «По вашему запросу, к сожалению, мы не смогли ничего подобрать. Попробуйте изменить его. Предлагаем альтернативу: ….» и сразу же ее предлагать! В идеале нужно сделать так, чтобы поиск не выдавал вообще пустых запросов за исключением ситуации, если вы продаете промышленное оборудование, а искали инструменты для маникюра :)
Отдельной темой рассмотрения может выступать применение на сайте готовых решений поиска, предлагаемых, например, Яндексом (поиск для сайта). Функцию такого расширенного подбора товаров чаще всего используют узкие специалисты — люди, которые точно знают, что именно они ищут, и хотят получить максимально точный результат.
Поэтому, если нет возможностей или времени сделать такой инструмент собственными силами, то внедряя у себя на сайте готовые решения Яндекса, вы получаете возможность совершенно бесплатно улучшить качество поиска, легко настроить темы поиска, правила работы с морфологией, подсказками, синонимами и уточнениями.
Фильтруем и улучшаем восприятие
Если на сайте предлагается лишь 30 товарных позиций, то вряд ли посетитель будет что-то фильтровать и использовать расширенные функции поиска — гораздо легче будет просто просмотреть интересующие карточки.
При широком ассортименте продукции уместно использование большого количества критериев фильтрации, однако без фанатизма и, снова же, применение фильтров целесообразно уже по отношению к какой-то выборке.
Отсюда главный принцип построения фильтров: первоначально контент, потом сужение выборки. Можно сразу же в первом экране главной страницы предлагать позиции, отсортированные по какому-либо признаку:
-
новинки
-
хиты продаж
-
акционные предложения
Статистика показывает, что посетители активно кликают по ним даже просто из любопытства, чтобы получить общее представление о магазине и его товарах, содержательности карточки. И только тогда у посетителя возникает потребность в ограничении предложения и сужении выборки.
Основные рекомендации по разработке фильтров можно свести к трём золотым правилам:
-
Не стоит делать избыточное количество параметров фильтрации.
-
Фильтр должен работать в реальном времени,
-
Кнопки действия «Сбросить», «Применить» всегда должны быть в поле зрения.
Коротко о главном
Исходя из анализа поведения пользователей на сайте, можно сделать следующий вывод: поиск является первичным инструментом, а фильтр вторичным. То есть, готовый поиск проще внедрить, он помогает быстрей повысить конверсию и улучшить значения ряда поведенческих факторов.
Реализация функций фильтрации и поиска в мобильных версиях сайта носит принципиально другой характер, но об этом поговорим в следующий раз в отдельной статье.
Вывод очевиден: размещение подробных фильтров на главной странице, что часто можно встретить на сайтах заказчиков — весьма спорное решение, которое часто не оправдывает ожиданий. Идеальное место размещения фильтров — каталог, поиск же вполне уместен и на главной.
При помощи сервиса AskUsers вы можете быстро оценить степень удовлетворенности функционалом инструментов поиска и фильтрации именно в вашем интернет-магазине и узнать, с помощью каких доработок можно повысить конверсию и улучшить поведенческие факторы.
Услуги, которые будут вам интересны
А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.