Как точки фокусировки помогают управлять вниманием пользователей
- Визуальное восприятие точек фокусировки
- Связь с паттернами поведения
- Применение в дизайне
- Выводы и рекомендации
Точки фокусировки (Focal Points) — объекты, которые выделяются на странице за счет непохожести с другими элементами и выступают в качестве якорей для внимания пользователя.
Они приковывают к себе взгляд, даже если он бегло просматривает сайт. Грамотное расположение точек и продуманная связь с другими элементами открывают большие возможности для управления вниманием посетителя и удержания его на странице.
Визуальное восприятие точек фокусировки
-
В первую очередь внимание фокусируется на элементах, которые сильнее других выделяются на странице. В нашем примере фокус падает на большой красный круг.
-
Затем — на менее заметных, но все еще выделяющихся из общей массы, элементах. Сразу после круга вы посмотрели поочередно на 3 красных квадрата.
-
И только потом мы анализируем другие элементы на странице.
Точки фокусировки создают основную смысловую нагрузку в первые 3-5 секунд, в течение которых пользователь оценивает страницу и решает, поможет ли ваш сайт решить его проблему. Объекты, на которых фокусируется внимание пользователя воспринимаются им как более важные, информативные и полезные, чем менее заметные элементы страницы.
Еще один абстрактный пример:
Здесь только одна точка фокусировки внимания — красный квадрат, который выделяется из общей массы объектов сразу несколькими признаками:
- формой,
- цветом,
- размером,
- положением в пространстве,
- наличием тени, которая создает ощущение объема.
Обратите внимание, мы только что перечислили, по большому счету, те способы, с помощью которых вы можете выделить на странице практически любой элемент и превратить его в точку фокусировки для пользователя.
Связь с паттернами поведения
Эффект, которого можно добиться с помощью грамотного расположения точек фокусировки на странице, можно усилить, если вписать их в существующие паттерны поведения пользователей, которые описываются диаграммой Гутенберга, F- и Z-принципами.
Вот хороший пример объединения подходов при проектировании лендинга мобильного приложения:
Точки фокусировки здесь располагаются точно в зоне приоритетного просмотра (лицо девушки на экране смартфона) и в зоне выхода (кнопки со ссылками на маркеты для скачивания приложения).
Элементы выделяются на странице за счет цветовой гаммы: на нейтральном светло-зеленом фоне черные кнопки сразу привлекают внимание, как и лицо девушки.
Обратите внимание, в случае с лицом для фокусировки внимания используется еще один психологический принцип — люди ищут социальное подтверждение при принятии решений. Согласно исследованиям, даже фотографии незнакомых людей, размещенные на лендинге, повышают доверие к сайту.
Этот пример показывает, как можно грамотно использовать при проектировании и разработке дизайна страницы разные психологические особенности восприятия и устоявшиеся паттерны поведения пользователей для усиления общего эффекта и улучшения юзабилити.
Применение в дизайне
Рассмотрим еще несколько примеров того, как точки фокусировки используются в дизайне и каким образом они помогают управлять вниманием пользователей и ненавязчиво подводить их к совершению целевого действия.
Пример с сайта авторемонтной компании:
В качестве точек фокусировки здесь выступает человек, заголовок и красная кнопка для заказа услуг. В первую очередь пользователь обращает внимание на человека (доверие), затем на заголовок (идентификация: нужно ли мне это?), потом на кнопку, которая находится в зоне выхода.
Обратите внимание на недочет: текст заголовка полностью дублирует призыв к действию, размещенный на кнопке — это делает страницу менее информативной.
Еще один пример от производителя корпусной мебели:
Здесь две точки фокусировки: заголовок и кнопка с призывом к действию. С позиции информативности этот пример намного лучше, чем предыдущий. Обратите внимание, как текст заголовка и текст на кнопке идеально складываются в единое целое в формате «вопрос-ответ»: Как получить бесплатный проект? — Отправить заявку.
Идеальный пример управления вниманием пользователя для достижения целей. И снова — точки фокусировки расположены в зонах приоритетного просмотра и выхода.
Пример с сайта компании-производителя пластиковых окон:
Здесь внимание фокусируется на скидочном предложении (активный цвет), кнопке с призывом к действию (активный цвет), людях (социальное доказательство) и заголовке.
Снова обратите внимание — наиболее заметные точки расположены в соответствии с диаграммой Гутенберга. Недочет тот же, что и в примере с авторемонтом: заголовок дублирует текст скидочного предложения, что ухудшает восприятие информации.
Еще один интересный факт, на котором обязательно нужно остановиться: в каждом примере неукоснительно соблюдается правило 7 +/- 2. Точек фокусировки не должно быть слишком много: в противном случае они перегрузят интерфейс и ухудшат возможности для восприятия информации.
В зависимости от положения объектов на странице точки фокусировки могут смещаться. Это происходит из-за когнитивных особенностей восприятия информации. Классический пример:
Ребенок смотрит прямо: горячая точка только одна.
Ребенок смотрит на другие объекты: появляются новые точки фокусировки — заголовок с подзаголовком, логотип бренда в зоне выхода.
Выводы и рекомендации
- Точки фокусировки помогают пользователю быстро оценить содержание и потенциальную полезность страницы.
- Использование точек фокусировки в дизайне дает возможность управлять вниманием пользователя при просмотре страницы.
- Точки фокусировки хорошо вписываются в типичные паттерны поведения пользователей.
Чтобы найти точки фокусировки на странице вашего сайта — можно провести исследование, изучить тепловые карты в системах веб-аналитики или заказать юзабилити-аудит сайта. Если вы еще этого не делали — самое время начать и посмотреть на дизайн глазами пользователей.
Услуги, которые будут вам интересны
А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.