Обучающий центр

Поведенческие факторы ранжирования

Команда AskUsers

Команда AskUsers

Продвижение в поиске – один из главных каналов привлечения трафика. Раньше для роста позиций в выдаче была нужна только техническая оптимизация и тексты с ключевыми словами. Однако из-за этого пользователи получали нерелевантные результаты: страницы не отвечали их запросам. Чтобы улучшить качество ранжирования, поисковые системы ввели новый критерий оценки – поведенческие факторы сайта.

Сейчас для роста позиций нужно вовлечение в контент. Пользователь должен взаимодействовать с ресурсом – перейти в другой раздел, нажать на кнопку, заполнить форму, прокомментировать статью и т.д. Если человек быстро выходит с сайта, содержание не соответствует его интересам. В системе это отмечается как отказ.

Для оценки поведения поисковики учитывают разные характеристики. Зная их, вы сможете быстрее вывести страницы на верхние позиции.

Какие поведенческие факторы бывают

Для сбора данных Яндекс и Google используют функции браузеров, а также статистику выдачи. Их приоритет – точное соответствие результатов запросу, поэтому с помощью своих технологий они следят за реакцией пользователей на контент на странице поиска или при заходе на сайт. Для этого используется совокупность нескольких поведенческих параметров.

  1. Отказы

    Это первый и один из наиболее важных факторов. Поисковые системы по-разному вычисляют показатель. В Яндексе за основу расчётов берётся время визита: если человек закрыл страницу раньше, чем через 15 секунд, то в аналитике эта ситуация отмечается как отказ. Это значит, что пользователя не заинтересовал контент.

    Google не раскрывает подробностей работы своего алгоритма. Представители компании утверждают, что он работает на основе искусственного интеллекта, поэтому не регулируется. Для этой поисковой системы важно именно взаимодействие, то есть пользователь должен переходить на другие разделы и нажимать на кнопки. Браузер фиксирует запрос к серверу и распознает это как вовлечение в содержание. Даже если посетитель час рассматривал страницу, но ничего не делал, система засчитает эту ситуацию как отказ. Из-за этого показатель Google выше, а продвигать одностраничные сайты становится сложнее.

  2. Глубина просмотра

    Этот фактор отражает число страниц, которые пользователь просмотрел за сеанс. С точки зрения оценки ресурса, чем больше переходов внутри сайта, тем интереснее содержание и тем лучше качество контента.

    Поэтому для продвижения через инструменты SEO не подходят лендинги, поскольку они включают только один раздел. Одностраничники индексируются поисковиками, но их невозможно вывести в топ при конкуренции с крупными ресурсами.

  3. Время сеанса

    Важный параметр для SEO – это время, которое пользователь проводит на сайте. По логике систем, чем дольше вкладка остается открытой, тем больший интерес к содержанию проявляет посетитель.

    При проблемах с этим параметрам, оптимизация должна быть сконцентрирована на улучшении контента. Проверьте, чтобы тексты были интересными, структурированными, и чтобы людям хотелось дочитать их. Дополнительно стоит проработать интерфейс, чтобы каждому посетителю было комфортно находиться на странице.

  4. Повторные посещения и прямые заходы

    На хороший сайт людям хочется возвращаться. Такой логикой Яндекс руководствуется, когда учитывает возвраты как фактор для ранжирования. Если человек запомнил ваш домен, добавил страницу в закладки и повторно заходит на неё – это признак интереса для поисковой системы.

    Вы можете влиять на эти поведенческие паттерны, стимулируя регулярные визиты с помощью рассылок, частого обновления статей в блоге, push или браузерных уведомлений и т.д.

  5. Кликабельность сниппета

    Продвижение ресурса в топ зависит также и от показателя CTR, который отражает соотношение кликов к показам. Но этот фактор влияет сниппет – короткое описание ссылки, которое выдаётся в поиске. Чем точнее текст отвечает запросу пользователя, тем выше вероятность клика. Для поисковика это сигнал, что содержание страницы релевантно ключевой фразе.

    На кликабельность влияет не только формулировка заголовка с описанием, но и быстрые ссылки, фавикон, а также микроразметка.

  6. Возврат к странице поиска

    Ещё один фактор, который Яндекс и Google отслеживают в выдаче – удовлетворённость результатами поиска. Например, если пользователь зашёл на ваш сайт, а затем вернулся обратно к выдаче, это значит – он не полностью удовлетворил свой интерес. Если ваша страница стала последней открытой вкладкой, то для алгоритмов это сигнал, что посетитель нашел нужную информацию. В результате ресурс получает хорошую оценку от системы, что помогает быстрее попасть на верхние позиции.

Разобравшись с тем, что такое поведенческие факторы и как они влияют на продвижение в поиске, вы сможете эффективнее влиять на алгоритмы поисковых систем.

Как анализировать

Статистику по поведенческим показателям вы сможете найти в системах аналитики. Ваша задача – собрать информацию и понять, по какому принципу происходит взаимодействие пользователей с вашей платформой. В результате вы сможете найти точки роста и быстрее выявить проблемы.

Все важные для ранжирования данные вы увидите на главных страницах Яндекс.Метрики и Google Analytics. Однако у каждого сервиса есть уникальные инструменты для подробного анализа. Например, тепловые карты и Вебвизор помогут наглядно понять, как человек ведёт себя на сайте. Также в Яндексе можно отследить изменения показателей в динамике с разной степенью детализации.

Google позволяет оценить поведенческие паттерны с другой стороны. На основе данных аналитика строит карту в виде пользовательских сценариев. С помощью этой цепочки вы увидите, какие этапы проходит потенциальный клиент до конверсии. Дополнительно вы можете сравнить активность, в зависимости от источника трафика. Например, посетители из социальных сетей могут чаще посещать ресурс, но покупают в итоге те, кто пришел из поиска. Исходя из этого, вы сможете отрегулировать стратегию продвижения. Также статистику по сеансам здесь можно разделить по сегментам, используя географические или социально демографические параметры.

Для полноценного мониторинга лучше использовать обе системы аналитики, поскольку инструменты сервисов дополняют друг друга. К тому же данные могут отличаться, поэтому для объективной оценки нужно сравнивать данные. Дополнить и объяснить полученные данные помогают качественные тестирования от AskUsers. Мы проверяем адаптивность, удобство функционала (поиска, фильтров, формы заказа), организацию навигации и другие характеристики сайта, влияющие на ПФ. В результате вы поймете принципы поведения пользователей и сможете внести необходимые корректировки.

Примеры проблем и их решения

Продвижение поведенческими факторами возможно, если проводить постоянную работу по улучшению ресурса. Для этого нужно собрать как можно больше статистики, составить список предположений по поводу причин низких показателей, а после – начать проверку гипотез.

Причинами низких результатов могут быть технические недочеты. Например, если сайт грузится слишком медленно, то пользователи уходят, а значит, растёт процент отказов. В таком случае поможет базовая оптимизация под SEO. Проблемы нередко связаны и с внешним оформлением. Нередко интерфейс перегружен лишней графикой. Из-за этого посетители неправильно воспринимают информацию. Все элементы на странице должны способствовать желаемому поведению со стороны пользователей, поэтому стоит продумывать каждую деталь интерфейса. В конечном счете, на конверсию может повлиять даже цвет кнопки.

В наполнении важно не только содержание, но и структура. Большие объемы текста без заголовков и списков плохо воспринимаются читателями. Если у вашего сайта низкая глубина просмотра, проанализируйте карту скроллинга. Причиной может быть неправильная организация. Например, крупные фрагменты посетители пролистывают. В таком случае нужно сконцентрировать усилия не на создании нового контента, а на переработке уже готового.

Чем грозит накрутка факторов

Несмотря на многократные заявления представителей Яндекс по поводу санкций за чёрные и серые методы SEO, некоторые «специалисты» продолжают использовать их в своей работе.

Подозрения могут вызвать следующие поведенческие аномалии:

  • несоразмерное увеличение кликабельности в поиске отдельного ресурса;
  • резкий рост активности и посещаемости без изменения сайта;
  • массовый нагон посетителей из одного региона, действия которых отличаются от типичного поведения.

В интернете можно найти множество примеров удачных кейсов, когда накрутка факторов сработала. Однако любой серый метод не гарантирует стабильных результатов: в одном случае он может помочь, а в другом - вызвать санкции поисковика и выбить из выдачи на несколько месяцев без возможности восстановления.

Статистика отражает результат работы. Накручивая её, вы теряете возможность своевременно обнаружить проблемы на ресурсе и дать правильную оценку проведенным доработкам. Задача оптимизации – не слепо подстраиваться под требования системы, а сделать страницы удобными и полезными для потенциальных клиентов.

Белые методики оптимизации

Апдейт поведенческих факторов не происходит резко. Для устойчивого результата необходимы последовательные действия и тестирование. Поисковая выдача – это борьба за внимание потенциальных клиентов, в которой выигрывает тот, кто думает о комфорте своей аудитории. По этой причине белые методики оптимизации связаны со всесторонней проработкой ресурса.

SEO во многом зависит от технического совершенства ресурса, но дело не только в требованиях поисковиков. Например, если ваш ресурс некорректно открывается на мобильных устройствах, то посетители моментально закроют его. Поэтому отсутствие адаптивной вёрстки негативно влияет на ранжирование.

Какие факторы продвижения сайта нужно исправить, чтобы повысить его позиции:

  1. Релевантность контента

    Включая поисковый запрос в текст статьи, постарайтесь разобраться, что реально ищет пользователь. Поставьте себя на его место. Если человек вводит фразу «аренда автомобиля», а на вашем сайте рассматриваются преимущества собственной машины над прокатом – логично, что посетитель закроет вкладку в первую же минуту.

  2. Юзабилити

    Какой бы полезный контент вы не размещали на ресурсе, если интерфейс неудобный, человек не будет с ним долго разбираться. Пока ваш дизайн отталкивает и мешает воспринимать информацию, вы будете отдавать большую часть целевой аудитории конкурентам.

  3. Технические характеристики

    В первую очередь это касается скорости загрузки. Даже гениальные поведенческие сценарии не помогут продвижению, если пользователям приходится слишком долго ждать. Проанализируйте страницы с помощью инструмента PageSpeed Insights от Google и проводите оптимизацию, пока ваш сайт не окажется в зелёной зоне с оценкой выше 80.

  4. Функционал

    Он не обязательно должен быть сложным. Главное – соответствие запросам вашей ЦА и специфике платформы. Например, если в интернет-магазин с широкой продуктовой линейкой добавить фильтры и возможность поиска, то пользователям будет намного комфортнее.

Проводите изменения постепенно и проверяйте их на реальных пользователях. Сделать это можно с помощью сервиса AskUsers, где доступны разные варианты тестирований под ваши цели. Результаты в SEO вы получите не сразу, поскольку ранжирование не меняется моментально. Однако оценка поведенческих факторов в системе аналитики обновляется ежедневно. Снижение процента отказов и увеличение длительности сеанса – индикаторы позитивного влияния изменений на продвижение.

Рост начинаются с правильной аналитики. Закажите оценку сайта от наших тестировщиков.

Закажи юзабилити-тестирование прямо сейчас
Заказать
118
Читать также