Основы проектирования взаимодействия по Дону Норману

1624
Команда AskUsers
Команда AskUsers
05 июня 2024
Содержание

«Дизайн привычных вещей» Дональда Нормана является одной из самых значимых книг по дизайну. В этом классическом труде автор исследует дизайн повседневных объектов, таких как двери, плиты и термостаты, а затем применяет эти принципы к созданию технологических продуктов. Дон Норман, признанный эксперт в области человеко-ориентированного дизайна, предлагает принципы, которые обязательны для изучения каждым дизайнером. Давайте рассмотрим шесть принципов проектирования взаимодействия, предложенных Норманом, и их актуальность в разработке современных цифровых продуктов.

Заказать юзабилити-аудит сайта CTA-баннер.png

Видимость

Принцип видимости гласит: чем заметнее элемент, тем выше вероятность, что пользователи его увидят и поймут, как им пользоваться. Обратное также верно: если элемент скрыт, пользователю будет сложно его найти и использовать.

Этот принцип кажется простым, но его реализация часто вызывает трудности у дизайнеров. Например, дискуссии о выборе между боковым меню-гамбургером и меню на панели вкладок в мобильных приложениях сосредоточены именно на видимости. Меню-гамбургер удобно для хранения множества пунктов, но его недостаток в том, что пункты меню скрыты.

Ключ к применению этого принципа — приоритизация элементов интерфейса. Необходимо определить, какие элементы наиболее важны для пользователя в данный момент, и сделать их видимыми, избегая перегруженности интерфейса.

Обратная связь

Принцип обратной связи заключается в том, чтобы информировать пользователя о выполненных действиях и их результатах. В дизайне взаимодействия существуют разные формы обратной связи: визуальная, тактильная, звуковая и другие. Важно создать интерфейс, в котором пользователю всегда будет понятно, какие действия он предпринял и каковы их последствия.

Ограничения

Ограничения помогают сократить количество возможных действий пользователя, упрощая интерфейс и направляя к следующему шагу. Они делают интерфейс более понятным, указывая, что можно сделать. Без ограничений пользователь может запутаться в бесконечном наборе возможностей.


Диалоговые интерфейсы становятся все популярнее, поскольку позволяют общаться с компьютером на естественном языке. Однако они часто страдают от недостатка ограничений: пользователю трудно понять, какие запросы поддерживаются интерфейсом. Современные технологии не могут ответить на все возможные запросы, что приводит к разочарованию пользователей.

Отображение

Отображение подразумевает создание четкой связи между элементами управления и их влиянием на окружающий мир. Важно, чтобы эта связь казалась максимально естественной.

В 2011 году Apple произвела настоящий фурор, внедрив в Mac OS X Lion концепцию естественной прокрутки. Это новшество изменило привычный способ прокрутки страниц: вместо того чтобы тянуть пальцы вниз по трекпаду для прокрутки вниз, теперь нужно было провести пальцами вверх. Это изменение было более интуитивным для пользователей iPhone и iPad. Вопрос здесь касался сопоставления. Было ли новое отображение слишком радикальным, нарушая многолетние традиции прокрутки в Mac и Windows? Или оно было более естественным, поскольку соответствовало движению поднятия листа бумаги и новому поведению, сформированному на мобильных устройствах? Однозначного ответа нет, хотя лично я отключаю естественную прокрутку на своем Mac, предпочитая стандарт, установленный десятилетиями назад.

Согласованность

Согласованность означает использование одинаковых операций и элементов для выполнения схожих задач. Это значительно упрощает взаимодействие с интерфейсом. Важно обеспечивать согласованность не только внутри вашего интерфейса, но и в контексте других интерфейсов, с которыми пользователи взаимодействуют на своих устройствах.

Примером недостаточной согласованности может служить использование множества различных стилей для одних и тех же действий в интерфейсе. Один из лучших способов достичь согласованности между приложениями — следовать рекомендациям Google по материал-дизайну и рекомендациям iOS по взаимодействию с пользователем при разработке мобильных приложений.

Доступность

Доступность подразумевает, что объект ясно указывает, как им пользоваться. Это своего рода подсказка для пользователя. Например, физическая кнопка на мыши явно указывает на то, что ее можно нажать для выполнения действия. Высокая доступность означает, что пользователю сразу понятно, как использовать объект.

Дон Норман подробно объясняет, что двери часто не обладают достаточной доступностью. Когда вы подходите к двери, не всегда понятно, нужно ли ее толкать или тянуть. Один из способов улучшить доступность - прикрепить металлическую пластину на уровне руки с той стороны двери, которую нужно толкать, чтобы было ясно, что дверь следует толкать, а не тянуть. Таким образом, дверь становится более понятной в использовании.

Как видно, все шесть принципов дизайна взаимодействия, предложенные Дональдом Норманом, остаются актуальными и сегодня.

Понравилась статья? Жмите лайк или подписывайтесь на рассылку.

А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.

Команда AskUsers
Команда AskUsers