Как создавать человеко-ориентированный дизайн
- Ограничения
- Процесс создания человеко-ориентированного дизайна
- Этап 1. Наблюдение и изучение
- Этап 2. Осмысление и генерирование идей
- Этап 3. Прототипирование
- Этап 4. Получение обратной связи
- Этап 5. Разработка
- Этап 6. Финальная доработка и релиз
- В завершение
На первое место ставятся желания, потребности и ограничения конечных пользователей. Сценарии взаимодействия предполагают, что пользователи делают то, что могут, хотят или привыкли, а не переучиваются и меняют устоявшиеся модели поведения ради овладения функционалом.
Сегодня мы поговорим о том, как создавать человеко-ориентированный дизайн и какое место в этом процессе занимают исследования предпочтений аудитории. В качестве основы мы используем подход компании IDEO, которая сегодня считается лидером в разработке антропоцентрического дизайна.
Дэвид Келли, руководитель IDEO
«Подход к дизайну становится все более человеко-ориентированным. Мы учитываем поведение и индивидуальность в нашей деятельности, и это здорово. Дизайнерам больше доверяют, они становятся более задействованы в бизнес-стратегии компаний».
(Из выступления на TED)
Ограничения
Хотя в основе антропоцентрического дизайна — потребности и желания людей, нужно обязательно учитывать интересы бизнеса и технические ограничения.
В результате у нас остается относительно небольшое количество подходов и решений, которые бы соответствовали одновременно всем трем критериям.
Велик соблазн закрыть глаза на какие-то ограничения. Но это путь в никуда: технически нереализуемое или коммерчески неуспешное решение просто не дойдет до полноценного релиза. И пользователи, ради которых вы пошли на такие жертвы, его попросту не увидят и не смогут оценить все его преимущества.
В процессе разработки нужно постоянно держать в голове эту схему, чтобы не допустить перекоса в любую из сторон.
Процесс создания человеко-ориентированного дизайна
Условно весь процесс разработки human centered design можно разделить на шесть этапов. Однако во многих из них есть обязательный блок — это проведение исследований для изучения потребностей и интересов пользователей, их привычек и предпочтений, мнения о юзабилити и функциональности прототипов.
Мы уже писали о том, что тестирование — это постоянный процесс, а не разовая акция. В контексте человеко-ориентированного дизайна это становится еще более заметно.
В статье про способы проверки решений и инструменты для тестирования интерфейсов и сайтов мы рассказали о тех методиках, которые помогают нам получать обратную связь от пользователей. Каждый из описанных нами способов используется в процессе создания дизайна, ориентированного на конечного пользователя.
Описанный процесс демонстрирует человеко-ориентированный подход, при котором дизайнеры создают решение на основе четкого понимания потребностей пользователя, а все идеи и решения проходят обязательную проверку на соответствие нуждам и ожиданиям тех людей, которые будут использовать продукт в своей жизни.
Этап 1. Наблюдение и изучение
Базовый этап — подготовка к творческому процессу. Основная цель — узнать пользователя как можно лучше: изучить его потребности, нужды, боли, страхи, привычки. Удобнее всего это сделать через сегментацию и составление портрета клиента.
Кроме составления портрета клиента проводим:
Обратите внимание, в этой части процесса речи о разработке дизайна даже не идет — мы просто максимально глубоко и подробно изучаем будущих пользователей продукта.
На выходе: готовые портреты клиента, четкое понимание потребностей и логики целевой аудитории продукта.
Этап 2. Осмысление и генерирование идей
На основе информации, полученной в ходе первого этапа, разрабатываем креативные идеи и создаем концепции. Используем методику мозгового штурма для получения идей.
Основная цель: сформулировать как можно больше идей, которые соответствуют потребностям пользователей и помогают решить поставленную задачу.
На выходе: список идей и сырых концепций, которые, однако, ориентированы на ожидания пользователей.
Этап 3. Прототипирование
На основе разработанных идей создаем черновые прототипы human centered design. Тратим на них минимум времени: наша задача — не впечатлить пользователя, а представить идею или концепцию в максимально простой, понятной и доступной форме.
На выходе: набор прототипов, созданных на основе исследований первого этапа и идей, сформулированных на втором этапе.
Этап 4. Получение обратной связи
Самое интересное: демонстрируем наши прототипы реальным пользователям продукта, чтобы понять, насколько наши идеи соответствуют их потребностям и ожиданиям. На этом этапе появляется понимание того, правильно ли мы интерпретировали результаты исследований, проведенных в самом начале.
Инструментарий тестирования расширяется, мы можем провести следующие исследования в дополнение к тестам с первого этапа:
Также мы можем провести сеанс разработки с применением методики совместного дизайна.
Получаем замечания и предложения по каждой идее, концепции и решению. Становится понятно, какие из них действительно оправдывают ожидания пользователей, а какие — нет.
На выходе: понимание, в каком направлении двигаться, набор замечаний и предложений пользователей.
Этап 5. Разработка
На основе информации, полученной на предыдущем этапе, работаем над созданием продукта с учетом всех замечаний и предложений от будущих пользователей продукта.
Начинаем с создания MVP — минимально жизнеспособного продукта — в котором реализуем все прошедшие проверку идеи. Двигаемся по пути улучшения отдельных элементов и постепенного доведения продукта до полноценного функционала и рабочего состояния.
На выходе: завершенный продукт.
Этап 6. Финальная доработка и релиз
Проводим дополнительные исследования с привлечением пользователей для каждой итерации продукта, чтобы не потерять связь с аудиторией и не уйти в сторону от правильного направления.
После разработки проводим комплекс финальных тестов, чтобы проверить работоспособность и функциональность и убедиться, что продукт действительно удовлетворяет потребности пользователей.
Проводим релиз и тестируем продукт на живой аудитории:
На выходе: запущенный продукт, созданный в соответствии с принципами человеко-ориентированного дизайна.
В завершение
Четкое выполнение всех правил и рекомендаций при разработке human centered design (человеко-ориентированного дизайна) не дает 100% гарантии, что ваш продукт будет по умолчанию идеальным с позиции юзабилити и коммерчески успешным благодаря ориентации на потребности пользователей.
Но если пренебречь этим и сфокусироваться исключительно на инновациях и функционале — риск провалиться намного выше. Потому что при прочих равных пользователи выбирают продукт, которым проще и удобнее пользоваться — созданный с учетом их нужд, устоявшихся привычек и паттернов поведения.
Услуги, которые будут вам интересны
А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.