Петля одиночества: почему чувство грусти заставляет нас ходить по магазинам, а покупки заставляют нас грустить
И как разорвать этот порочный круг.
«Покупки дешевле, чем визит к психиатру».
Так говорила Тэмми Фэй Баккер, покойная госпел-певица, чья экстравагантная грива наводила на мысль о жизни, проведенной за изгнанием собственных психологических демонов в парикмахерской. Но смеяться не стоит, Тэмми была права. Своевременный поход в торговый центр — давно одобренный вариант психического лекарства. Как бы нелепо ни звучал для вас термин «торговая терапия», исследования показали, что шопинг действительно помогает выбраться из эмоциональной ямы.
Иногда.
Темная сторона материализма как тонизирующего средства заключается в том, что пакеты с покупками не лучшая замена дружбе. Одиночество может сделать нас материалистами. Ощущение изоляции вызывает у нас тревогу, из-за чего у нас меньше шансов найти энергию для установления и поддержания связей, которые помогли бы нам чувствовать себя менее одинокими. Итак, в поисках немедленного удовольствия некоторые люди обращаются к покупкам. Но лечение нашего одиночества в торговом центре может со временем сделать нас еще более одинокими, поскольку покупатели начинают понимать, что сложно построить значимые отношения с наручными часами или похвастаться своими детьми перед фарфоровой вазой.
Этот порочный круг, «петля одиночества», изучается экономистами уже более десяти лет. Но, конечно же, если торговая терапия может быть лекарством, должен же быть способ делать покупки, чтобы мы чувствовали себя менее одинокими, не так ли? Да, утверждает Рик Питерс в новой увлекательной статье в Journal of Consumer Research. Но чтобы понять, как это сделать, нам нужно правильно сформулировать наши термины.
Одиночество, я думаю, всем понятно. Но о чем мы говорим, когда говорим о материалистах ? Экономисты предположили, что на самом деле существует три разновидности материализма: «централизованность приобретения, успех, определяемый владением, и приобретение как источник счастья». Это ужасные термины. Итак, давайте переименуем их в «Материализм А», «Б» и «С». Как мы вскоре увидим, очень важно, к какому виду материализма вы относитесь.
— Материализм А («центральность приобретения») — ваш классический шопоголик. Эти материалисты любят ходить по магазинам ради впечатлений. Им нравится обладать красивыми вещами, потому что это красивые вещи. Их успокаивает аура роскоши.
— Материализм Б («успех, определяемый владением») — это классические люди, идущие в ногу со временем. Эти материалисты покупают новые вещи, потому что постоянно сравнивают свое положение с положением других.
— Материализм С («приобретение как источник счастья») — это классический кризис среднего возраста, когда человек покупает Porsche, потому что думает, что это поможет ему снова почувствовать себя молодым. Эти материалисты покупают вещи, потому что чувствуют эмоциональный дефицит в своей жизни, который они хотят заполнить вещами. У них есть четкое представление о том, что какая-то вещь сделает их счастливее.
Судя по этим описаниям, может показаться, что B и C — наиболее зрелые формы материализма или, по крайней мере, те, которые легче всего признать на вечеринке. Но на самом деле они самые опасные. Питерс предполагает, что одинокие покупатели, которые тратят деньги на красивую обувь из-за ревности к коллегам, носящим Kate Spade или считают чемодан Louis Vuitton недостающим краеугольным камнем своего вечного счастья, опасно заблуждаются:
«Оценка материальных благ как меры успеха и лекарства от счастья была связана с увеличением одиночества с течением времени, а одиночество, в свою очередь, было связано с увеличением этих подтипов материализма. В совокупности это формирует порочную сторону цикла материализм-одиночество, который сохраняется, как только он сформировался.»
По иронии судьбы, именно оклеветанные шопоголики, кажется, правы, и именно они могут иметь ключ к разрыву порочного круга одиночества и потребления. «Ценность имущества как источника материального веселья в жизни ассоциировалась с уменьшением одиночества с течением времени», — неожиданно обнаружил Питерс. И одиночество также не усилило такого рода материализм.
Что это на самом деле означает для одиноких покупателей? Поймите, что, покупая обувь, вы не покупаете недостающий кусочек счастья. Вы не покупаете волшебную безделушку, которая вызовет ошеломляющее восхищение друзей и коллег. Вы покупаете... обувь. Вам нравится обувь? Идите и купите туфли. Возможно, это даже сделает вас счастливее. Но туфли — это всего лишь туфли. В самой чистой разновидности материализма есть своего рода интеллектуальная честность.
Автор: Дерек Томпсон — штатный обозреватель The Atlantic и автор информационного бюллетеня Work in Progress.
Услуги, которые будут вам интересны
А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.