Правила юзабилити

Как и зачем проводить анализ ниши для подготовки прототипа сайта?

Команда AskUsers

Команда AskUsers

Сайт — это инструмент для привлечения клиентов и зарабатывания денег. И только потом — все эти представительские, имиджевые, брендовые, креативные и модные штуки, про которые так любят рассказывать в компаниях, которые эти самые сайты делают.

1 zachem-provodit-analiz-nishi.png

И здесь возникает парадокс: субъективное видение идеального результата у заказчика, разработчика и конечного пользователя отличается очень сильно. Но эти отличия на этапе проектирования и разработки не учитываются.

Результат — проект, который нравится всем, кроме покупателей, сжигание рекламного бюджета и разочарование в интернете, как способе привлечения клиентов.

Как этого избежать? Об этом мы сейчас и поговорим.

Для чего нужен анализ ниши?

  1. Получить объективную информацию о предпочтениях ваших потенциальных клиентов из первых рук. Узнать, что для них удобно, понятно и интересно.

  2. Использовать это знание, чтобы сделать свой сайт более привлекательным в глазах посетителей.

  3. Составить ясную картину о преимуществах и недостатках конкурентов. Проработать стратегию продвижения в интернете с учетом этой информации.

  4. Получить представление о том, в каком направлении развивать проект после релиза. Что нужно, а что не нужно вашим клиентам.

  5. Проработать портрет покупателя и скорректировать свою маркетинговую стратегию в пользу реальных, а не вымышленных клиентов.

Почему анализ ниши нужен именно на этапе создания прототипа?

2dlia-chego-analiz.png

В разработке есть важное правило — ошибки нужно устранять в самом начале. Потому что после релиза исправить недоработку, допущенную на этапе проектирования, часто или совсем невозможно в рамках проекта, или очень дорого.

Что это значит для вашего сайта?

Если проект, сделанный без предварительного анализа ниши, не будет продавать, с большой долей вероятности его нужно будет переделывать практически с нуля. И отправной точкой в этом путешествии будет как раз анализ.

На этапе прототипирования изменения вносятся легко и безболезненно, когда к делу подключаются дизайнеры и верстальщики — уже сложнее, а когда сайт сверстан и закончена программная часть — долго и дорого.

Как сделать грамотный анализ ниши?

3Kak-sdelat- gramotnyi- analiz .png

Глубокий анализ для выявления золотой ниши, также для подготовки прототипа сайта проводится в несколько этапов

1. Разработка портрета покупателя.

Этот этап необходим, чтобы в последующем отобрать для исследования только тех респондентов, которые относятся к вашим потенциальным покупателям. Проработанный портрет покупателя, кроме того, позволяет переосмыслить многие бизнес-процессы и маркетинговую стратегию — адаптировать их под клиента и добиться большей эффективности при коммуникациях.

2. Формирование пула сайтов конкурентов для анализа.

Вы можете сравнить между собой 2-3-5-10 и больше сайтов. Включите в пул лидеров ниши федерального масштаба, чтобы оценить их решения и, возможно, что-то перенять и переделать под себя.

3. Разработка методологии опроса.

Что и как вы будете узнавать? Визуально оценить карточку товара или пройти весь путь до заказа? Оценить удобство навигации или структуры сайта? В кейсе, о котором мы расскажем немного позже, вы найдете пример вопросов для исследования.

4. Проведение опроса.

Выборка респондентов, формирование опроса, получение результатов. Звучит это как довольно сложная и трудоемкая задача, и это так и есть. Но вы справитесь. Можно самостоятельно собрать фокусную группу и попросить их ответить на несколько вопросов. Подбирать участников опроса нужно как можно ближе к персоне вашего покупателя. Можно пойти более простым путем — выбрать фокус-группу на сайте AskUsers, здесь снимается вопрос поиска подходящих людей, и вы сможете получить подсказки — какие вопросы задавать.

5. Анализ результатов.

Теперь вам нужно выделить преимущества, самые удобные и подходящие решения, которые респонденты нашли на сайтах ваших конкурентов. И соответственно, отсеять то, что не работает. Даже если по вашему личному убеждению оно должно работать.

6. Создание прототипа на основе полученной информации.

У вас есть список того, что ценят и любят клиенты. Есть примеры решений, которые они находят простыми и удобными. Осталось только объединить это все в одном прототипе и адаптировать под ваше уникальное предложение и фирменный стиль.

7. Дополнительное тестирование прототипа.

Когда прототип готов, вы можете вернуться к пунктам 3 и 4 и провести дополнительный опрос, чтобы сравнить результат с ожиданиями своих потенциальных клиентов. Да, функциональность протестировать не получится, но общее представление об успехе или неуспехе вы получите.

8. Внесение доработок в прототип.

Остается только доработать прототип в соответствии с замечаниями и комментариями респондентов, немного дошлифовать и можно отправлять дальше.

Мы уже писали о том, как сравнить свой проект с сайтами конкурентов, эти рекомендации актуальны и при анализе ниши. С тем исключением, что сравнивать вы будете сайты конкурентов между собой.

Альтернативный подход к анализу — экспертная оценка ниши одним человеком. Но в этом случае мы наступаем на грабли: если опыт эксперта нерелевантен опыту ваших клиентов, то такая оценка будет довольно субъективной и неточной.

Кейс

Директор Паньшин Групп

Исследование предложено: Алексей Паньшин

Тематика сайтов: Продажа телевизоров online

Цель исследования: Грубо сравнить usability двух online гипермаркетов электроники? Прикинуть что мотивирует людей к покупке, а что отталкивает? Какие факторы влияют на принятие решения о покупке у разных ЦА? Какие бренды выбирают какие пользователи?

Исходные данные:

100 асессоров, 1 вопрос

Асессоры: 40 мужчин, 60 женщина

Вопрос: Представьте, что Вам необходимо купить телевизор. Какую модель и на каком из предложенных сайтов вы бы выбрали? И почему (аргументируйте ответ)?

Недавно мы опубликовали отличный кейс, который описывает всю механику сравнения сайтов для получения информации о том, какой из них удобнее для пользователя. Прочесть, посмотреть и взять что-то для себя вы можете по ссылке выше.

Если говорить о результатах исследования, то даже при анализе всего двух сайтов респонденты нашли достаточно много узких мест и возможностей сделать заказ на каждом сайте проще и удобнее.

Выводы и рекомендации

  • Анализ ниши — необходимость, если вы хотите создать конкурентоспособный сайт.
  • Проводить анализ ниши нужно на этапе подготовки прототипа, потому что внесение правок в готовый сайт часто или невозможно, в принципе, или неприемлемо дорого.
  • Результаты анализа ниши можно и нужно использовать для разработки конкурентной и маркетинговой стратегии.

Будем рады ответить на ваши вопросы. Или вы уже вытеснили конкурентов и безраздельно властвуете в интернете?

Закажи юзабилити-тестирование прямо сейчас
Заказать
6581
Читать также