Главная страница

Как и зачем проводить анализ ниши для подготовки прототипа сайта?

1 zachem-provodit-analiz-nishi.png
 
Сайт — это инструмент для привлечения клиентов и зарабатывания денег. И только потом — все эти представительские, имиджевые, брендовые, креативные и модные штуки, про которые так любят рассказывать в компаниях, которые эти самые сайты делают.
И здесь возникает парадокс: субъективное видение идеального результата у заказчика, разработчика и конечного пользователя отличается очень сильно. Но эти отличия на этапе проектирования и разработки не учитываются.

Результат — проект, который нравится всем, кроме покупателей, сжигание рекламного бюджета и разочарование в интернете, как способе привлечения клиентов.

Как этого избежать? Об этом мы сейчас и поговорим.

Для чего нужен анализ ниши?

  1. Получить объективную информацию о предпочтениях ваших потенциальных клиентов из первых рук. Узнать, что для них удобно, понятно и интересно.
  2. Использовать это знание, чтобы сделать свой сайт более привлекательным в глазах посетителей.
  3. Составить ясную картину о преимуществах и недостатках конкурентов. Проработать стратегию продвижения в интернете с учетом этой информации.
  4. Получить представление о том, в каком направлении развивать проект после релиза. Что нужно, а что не нужно вашим клиентам.
  5. Проработать портрет покупателя и скорректировать свою маркетинговую стратегию в пользу реальных, а не вымышленных клиентов.

Почему анализ ниши нужен именно на этапе создания прототипа?

2dlia-chego-analiz.png
В разработке есть важное правило — ошибки нужно устранять в самом начале. Потому что после релиза исправить недоработку, допущенную на этапе проектирования, часто или совсем невозможно в рамках проекта, или очень дорого.

Что это значит для вашего сайта?
Если проект, сделанный без предварительного анализа ниши, не будет продавать, с большой долей вероятности его нужно будет переделывать практически с нуля. И отправной точкой в этом путешествии будет как раз анализ.

На этапе прототипирования изменения вносятся легко и безболезненно, когда к делу подключаются дизайнеры и верстальщики — уже сложнее, а когда сайт сверстан и закончена программная часть — долго и дорого.

Как сделать грамотный анализ ниши?

3Kak-sdelat- gramotnyi- analiz .png
Глубокий анализ ниши для подготовки прототипа сайта проводится в несколько этапов

1. Разработка портрета покупателя.

Этот этап необходим, чтобы в последующем отобрать для исследования только тех респондентов, которые относятся к вашим потенциальным покупателям. Проработанный портрет покупателя, кроме того, позволяет переосмыслить многие бизнес-процессы и маркетинговую стратегию — адаптировать их под клиента и добиться большей эффективности при коммуникациях.

2. Формирование пула сайтов конкурентов для анализа.

Вы можете сравнить между собой 2-3-5-10 и больше сайтов. Включите в пул лидеров ниши федерального масштаба, чтобы оценить их решения и, возможно, что-то перенять и переделать под себя.

3. Разработка методологии опроса.

Что и как вы будете узнавать? Визуально оценить карточку товара или пройти весь путь до заказа? Оценить удобство навигации или структуры сайта? В кейсе, о котором мы расскажем немного позже, вы найдете пример вопросов для исследования.

4. Проведение опроса.

Выборка респондентов, формирование опроса, получение результатов. Звучит это как довольно сложная и трудоемкая задача, и это так и есть. Но вы справитесь. Можно самостоятельно собрать фокусную группу и попросить их ответить на несколько вопросов. Подбирать участников опроса нужно как можно ближе к персоне вашего покупателя. Можно пойти более простым путем — выбрать фокус-группу на сайте AskUsers, здесь снимается вопрос поиска подходящих людей, и вы сможете получить подсказки — какие вопросы задавать.

5. Анализ результатов.

Теперь вам нужно выделить преимущества, самые удобные и подходящие решения, которые респонденты нашли на сайтах ваших конкурентов. И соответственно, отсеять то, что не работает. Даже если по вашему личному убеждению оно должно работать.

6. Создание прототипа на основе полученной информации.

У вас есть список того, что ценят и любят клиенты. Есть примеры решений, которые они находят простыми и удобными. Осталось только объединить это все в одном прототипе и адаптировать под ваше уникальное предложение и фирменный стиль.

7. Дополнительное тестирование прототипа.

Когда прототип готов, вы можете вернуться к пунктам 3 и 4 и провести дополнительный опрос, чтобы сравнить результат с ожиданиями своих потенциальных клиентов. Да, функциональность протестировать не получится, но общее представление об успехе или неуспехе вы получите.

8. Внесение доработок в прототип.

Остается только доработать прототип в соответствии с замечаниями и комментариями респондентов, немного дошлифовать и можно отправлять дальше.

Мы уже писали о том, как сравнить свой проект с сайтами конкурентов, эти рекомендации актуальны и при анализе ниши. С тем исключением, что сравнивать вы будете сайты конкурентов между собой.

Альтернативный подход к анализу — экспертная оценка ниши одним человеком. Но в этом случае мы наступаем на грабли: если опыт эксперта нерелевантен опыту ваших клиентов, то такая оценка будет довольно субъективной и неточной.

Кейс


Директор Паньшин ГруппИсследование предложено: Алексей Паньшин

Тематика сайтов: Продажа телевизоров online
Цель исследования: Грубо сравнить usability двух online гипермаркетов электроники? Прикинутьчто мотивирует людей к покупке, а что отталкивает? Какие факторы влияют на принятие решения о покупке у разных ЦА? Какие бренды выбирают какие пользователи?
Исходные данные: 100 асессоров, 1 вопрос
Асессоры: 40 мужчин, 60 женщина

Вопрос: Представьте, что Вам необходимо купить телевизор. Какую модель и на каком из предложенных сайтов вы бы выбрали? И почему (аргументируйте ответ)?
Недавно мы опубликовали отличный кейс, который описывает всю механику сравнения сайтов для получения информации о том, какой из них удобнее для пользователя. Прочесть, посмотреть и взять что-то для себя вы можете по ссылке выше.

Если говорить о результатах исследования, то даже при анализе всего двух сайтов респонденты нашли достаточно много узких мест и возможностей сделать заказ на каждом сайте проще и удобнее.

Выводы и рекомендации

  • Анализ ниши — необходимость, если вы хотите создать конкурентоспособный сайт.
  • Проводить анализ ниши нужно на этапе подготовки прототипа, потому что внесение правок в готовый сайт часто или невозможно, в принципе, или неприемлемо дорого.
  • Результаты анализа ниши можно и нужно использовать для разработки конкурентной и маркетинговой стратегии.
Будем рады ответить на ваши вопросы. Или вы уже вытеснили конкурентов и безраздельно властвуете в интернете?

Подпишитесь на обновления, чтобы быть в курсе!

Оцените статью:

( 5 оценок, средняя: 3.15 из 5 )

Новые кейсы и лайфхаки еще впереди. Подпишитесь на обновления, и узнавайте все первыми. Это бесплатно!

Адрес подписки уже существует. Пожалуйста укажите другой адрес.

Указать другой

На ваш почтовый адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.

Если вы ещё не являетесь пользователем AskUsers,
но хотите улучшить свой сайт, то просто зарегистрируйтесь.

Хочу попробовать