Как и зачем проводить анализ ниши для подготовки прототипа сайта?
- Для чего нужен анализ ниши?
- Почему анализ ниши нужен именно на этапе создания прототипа?
- Как сделать грамотный анализ ниши?
- 1. Разработка портрета покупателя
- 2. Формирование пула сайтов конкурентов для анализа
- 3. Разработка методологии опроса
- 4. Проведение опроса
- 5. Анализ результатов
- 6. Создание прототипа на основе полученной информации
- 7. Дополнительное тестирование прототипа
- 8. Внесение доработок в прототип
- Кейс
- Выводы и рекомендации
И здесь возникает парадокс: субъективное видение идеального результата у заказчика, разработчика и конечного пользователя отличается очень сильно. Но эти отличия на этапе проектирования и разработки не учитываются.
Результат — проект, который нравится всем, кроме покупателей, сжигание рекламного бюджета и разочарование в интернете, как способе привлечения клиентов. Чтобы этого не произошло, рекомендуем так же анализ юзабилити.
Как этого избежать? Об этом мы сейчас и поговорим.
Для чего нужен анализ ниши?
-
Получить объективную информацию о предпочтениях ваших потенциальных клиентов из первых рук. Узнать, что для них удобно, понятно и интересно.
-
Использовать это знание, чтобы сделать свой сайт более привлекательным в глазах посетителей.
-
Составить ясную картину о преимуществах и недостатках конкурентов. Проработать стратегию продвижения в интернете с учетом этой информации.
-
Получить представление о том, в каком направлении развивать проект после релиза. Что нужно, а что не нужно вашим клиентам.
-
Проработать портрет покупателя и скорректировать свою маркетинговую стратегию в пользу реальных, а не вымышленных клиентов.
Почему анализ ниши нужен именно на этапе создания прототипа?
В разработке есть важное правило — ошибки нужно устранять в самом начале. Потому что после релиза исправить недоработку, допущенную на этапе проектирования, часто или совсем невозможно в рамках проекта, или очень дорого.
Что это значит для вашего сайта?
Если проект, сделанный без предварительного анализа ниши, не будет продавать, с большой долей вероятности его нужно будет переделывать практически с нуля. И отправной точкой в этом путешествии будет как раз анализ.
На этапе прототипирования изменения вносятся легко и безболезненно, когда к делу подключаются дизайнеры и верстальщики — уже сложнее, а когда сайт сверстан и закончена программная часть — долго и дорого.
Как сделать грамотный анализ ниши?
Глубокий анализ для выявления золотой ниши, также для подготовки прототипа сайта проводится в несколько этапов
1. Разработка портрета покупателя
Этот этап необходим, чтобы в последующем отобрать для исследования только тех респондентов, которые относятся к вашим потенциальным покупателям. Проработанный портрет покупателя, кроме того, позволяет переосмыслить многие бизнес-процессы и маркетинговую стратегию — адаптировать их под клиента и добиться большей эффективности при коммуникациях.
2. Формирование пула сайтов конкурентов для анализа
Вы можете сравнить между собой 2, 3, 5, 10 и больше сайтов. Включите в пул лидеров ниши федерального масштаба, чтобы оценить их решения и, возможно, что-то перенять и переделать под себя.
3. Разработка методологии опроса
Что и как вы будете выявлять и узнавать? Визуально анализировать карточку товара или пройти весь путь до заказа? Оценить удобство навигации или структуры сайта? В кейсе, о котором мы расскажем немного позже, вы найдете пример вопросов для исследования.
4. Проведение опроса
Выборка респондентов, формирование опроса, получение результатов. Звучит это как довольно сложная и трудоемкая задача, и это так и есть. Но вы справитесь. Можно самостоятельно собрать фокусную группу и попросить их ответить на несколько вопросов. Подбирать участников опроса нужно как можно ближе к персоне вашего покупателя. Можно пойти более простым путем — выбрать фокус-группу на сайте AskUsers, здесь снимается вопрос поиска подходящих людей, и вы сможете получить подсказки — какие вопросы задавать.
5. Анализ результатов
Теперь вам нужно проанализировать и выделить преимущества, самые удобные и подходящие решения, которые респонденты нашли на сайтах ваших конкурентов. И соответственно, отсеять то, что не работает. Даже если по вашему личному убеждению оно должно работать.
6. Создание прототипа на основе полученной информации
У вас есть список того, что ценят и любят клиенты. Есть примеры решений, которые они находят простыми и удобными. Осталось только объединить это все в одном прототипе и адаптировать под ваше уникальное предложение и фирменный стиль.
7. Дополнительное тестирование прототипа
Когда прототип готов, вы можете вернуться к пунктам 3 и 4 и провести дополнительный опрос, чтобы сравнить результат с ожиданиями своих потенциальных клиентов. Да, функциональность протестировать не получится, но общее представление об успехе или неуспехе вы получите.
8. Внесение доработок в прототип
Остается только доработать прототип в соответствии с замечаниями и комментариями респондентов, немного дошлифовать и можно отправлять дальше.
Мы уже писали о том, как сравнить свой проект с сайтами конкурентов, эти рекомендации актуальны и при анализе ниши. С тем исключением, что сравнивать вы будете сайты конкурентов между собой.
Альтернативный подход к анализу — экспертная оценка ниши одним человеком. Но в этом случае мы наступаем на грабли: если опыт эксперта нерелевантен опыту ваших клиентов, то такая оценка будет довольно субъективной и неточной.
Кейс
Исследование предложено: Алексей Паньшин
Тематика сайтов: Продажа телевизоров online.
Цель исследования: Грубо сравнить usability двух online гипермаркетов электроники? Прикинуть что мотивирует людей к покупке, а что отталкивает? Какие факторы влияют на принятие решения о покупке у разных ЦА? Какие бренды выбирают какие пользователи?
Исходные данные:
100 асессоров, 1 вопрос.
Асессоры: 40 мужчин, 60 женщин.
Вопрос: Представьте, что Вам необходимо купить телевизор. Какую модель и на каком из предложенных сайтов вы бы выбрали? И почему (аргументируйте ответ)?
Недавно мы опубликовали отличный кейс, который описывает всю механику сравнения сайтов для получения информации о том, какой из них удобнее для пользователя. Прочесть, посмотреть и взять что-то для себя вы можете по ссылке выше.
Если говорить о результатах исследования, то даже при анализе всего двух сайтов респонденты нашли достаточно много узких мест и возможностей сделать заказ на каждом сайте проще и удобнее.
Выводы и рекомендации
- Анализ ниши — необходимость, если вы хотите создать конкурентоспособный сайт.
- Проводить анализ ниши нужно на этапе подготовки прототипа, потому что внесение правок в готовый сайт часто или невозможно, в принципе, или неприемлемо дорого.
- Результаты анализа ниши можно и нужно использовать для разработки конкурентной и маркетинговой стратегии.
Будем рады ответить на ваши вопросы. Или вы уже вытеснили конкурентов и безраздельно властвуете в интернете?
Услуги, которые будут вам интересны
А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.