Виды тестирования юзабилити интерфейса

5 мин.
6224
Команда AskUsers
Команда AskUsers
17 апреля 2024 • 5 мин.
Содержание

Посетители уходят со страниц по разным причинам: проблемы с интерфейсом, нечитабельные тексты, сложная структура или навигация. 

Заказать анализ интерфейса сайта CTA-баннер.png

Статистические данные позволяют выявить проблемы, но найти их источники поможет только юзабилити-тестирование веб-сайта. Проверка на реальных пользователях помогает объективно оценить, насколько ресурс пригоден для работы. Закажите юзабилити-аудит и с помощью полученных данных вы сможете увеличить его результативность, а в итоге — и продажи.

Подготовка к проведению пользовательского исследования

Чтобы получить объективные данные для улучшения ресурса, необходимо выбрать вид и подготовить UX-тестирование. В первую очередь требуется подключить систему аналитики и собрать все статистические данные, чтобы построить воронку и понять, на каком шаге возникают проблемы. Обычно они связаны с целевыми действиями. Возможно, посетители не проходят регистрацию или кладут товар в корзину, но не оплачивают.

Пример воронки

Этапы подготовки юзабилити-тестирования веб-интерфейсов:

  • подготовка гипотез;

  • выбор метода тестирования: модерируемое или немодерируемое, удаленное или очное;

  • подготовка сценария тестирования;

  • подбор участников для исследования.

Первым делом нужно подготовить гипотезы. Например, пользователи не переходят на следующий шаг, потому что не нашли информацию о доставке.

Перед запуском важно оценить выявленные недочёты, потому что не все проблемы можно решить с помощью тестов. Проверка юзабилити подходит, если после сбора статистики вы можете сформировать четкие предположения, почему посетители ведут себя именно так.

Следующий шаг – выбор метода исследования. Выбор зависит от возможностей и ресурсов на разработку.

Далее следует подготовка сценария и вопросов для респондентов. На этом этапе требуется составить вопросы к отдельным функциям, которые вызывают сомнения. После этого можно запускать первый цикл проверок. По завершении необходимо провести анализ результатов, сгруппировать замечания и сформулировать новые гипотезы, потому что с первой попытки получить объективную картину не всегда возможно.

Так, например, мы группируем замечания по следующим критериям:

Можно также группировать по шагу воронки. Например, ошибки, связанные с процессом регистрации, работой с фильтрами, оформлением заказа и т.д.

Способы сбора информации

Для проверки юзабилити требуется в среднем 5-10 респондентов, которые по своему опыту и интересам соответствуют портрету ЦА. Исследование сайтов можно проводить, используя одну из методик тестирования:

  • Модерируемый метод, во время проведения которого присутствует модератор, наблюдающий за процессом выполнения заданий и задающий дополнительные вопросы для уточнения.
  • Немодерируемый вид теста, при котором статистика собирается автоматизированно с помощью специального сервиса, который предлагает задания.

Выполнять проверку можно двумя способами: очно, в рамках которой модератор и респондент находятся в одной лаборатории, или удалённо, когда респондент самостоятельно выполняет задания в удобном ему месте.

Критерии

Для проверки юзабилити используется ряд параметров. UX-тесты обычно включают количественные метрики и качественные показатели:

  • Успешность выполнения сценария: не все пользователи могут выполнить задания usability testing, поэтому для оценки интерфейса высчитывается доля тех, кто не справился с задачей.
  • Удобство навигации: проверяется, насколько пользователю понятен интерфейс, как он ориентируется на странице и может ли найти нужные кнопки или ссылки.
  • Ошибки: при выполнении заданий тестировщик может отклониться от предполагаемого сценария и совершить ошибку. Это показывает недостатки в UX: чем больше юзеров ошибается, тем сильнее недочёт влияет на общее восприятие платформы.

Можно также оценивать каждый шаг с эмоциональной точки зрения. Удовлетворенность клиентов от платформы считается субъективным параметром юзабилити, но это необходимо для визуализации карты клиентского пути.

Дальнейшее использование результатов

Опишите свою проблему и то, что требуется протестировать: только интерфейс или уровень доверия, УТП и другие характеристики. Разобравшись с вашими запросами, модератор составит задания и подберет аудиторию. При необходимости тестировщики AskUsers могут сравнить ваш ресурс с платформами конкурентов. После сбора обратной связи данные поступят маркетологу, который вместе с отчётом подготовит для вас список рекомендаций. Доработав платформу, вы сможете увеличить конверсию и онлайн-продажи.

Понравилась статья? Жмите лайк или подписывайтесь на рассылку.

А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.

Команда AskUsers
Команда AskUsers
Популярные статьи