Эффект последовательного позиционирования: как создавать лучшие пользовательские интерфейсы
- Эффект последовательного позиционирования
- Эффект первичности
- Эффект новизны
- Последствия эффекта последовательного позиционирования в дизайне пользовательских интерфейсов
- Четыре способа эффективного управления эффектом последовательного позиционирования в ваших проектах
- 1. Храните информацию, относящуюся к задаче, в пользовательском интерфейсе.
- 2. Включите подсказки в пользовательский интерфейс
- 3. Ограничьте объем требуемого запоминания
- 4. Подчеркните ключевую информацию в начале и конце
- Вывод
Изучите пределы кратковременной памяти пользователя, поняв, как работает эффект последовательного позиционирования и как им можно манипулировать в контексте дизайна пользовательского опыта.
Многие из самых успешных дизайнов, созданных такими успешными компаниями, как Apple, Electronic Arts и Nike, отражают понимание эффекта последовательного позиционирования и то, как он влияет на их дизайн. В этой статье вы узнаете о теориях, которые подтверждают эффект последовательного позиционирования, и о том, как вы можете управлять им в своей проектной работе, чтобы еще больше улучшить пользовательский опыт.
Эффект последовательного позиционирования
Эффект последовательного позиционирования — термин, придуманный Германом Эббингаузом, немецким психологом и пионером исследований памяти, описывает, как положение элемента в последовательности влияет на точность запоминания. Существуют две основные концепции, связанные с эффектом последовательного положения:
-
Эффект первичности: элементы, представленные в начале списка, запоминаются с большей точностью, чем элементы в середине списка.
-
Эффект новизны: элементы, представленные в конце списка, также с большей вероятностью будут вспоминаться лучше, чем предметы, представленные в середине списка.
Эффект первичности
Теория эффекта первичности заключается в том, что большая точность запоминания объясняется относительно небольшим объемом усилий, затрачиваемых на повторное запоминание элемента самого по себе. В отличие от последующих элементов (в середине последовательности), которые должны быть повторно проанализированы вместе со всей предшествующей информацией (в начале последовательности), что вызывает значительную когнитивную нагрузку и влияет на запоминание.
Эта теория подтверждается экспериментальными данными из «Двухпроцессного учета долгосрочных эффектов последовательной позиции» Гленберга и др. (1980), где эффект первичности больше не проявляется, когда участникам быстро показывают элементы списка; медленное представление элементов улучшает запоминание. Как и ожидалось, они обнаружили, что чем больше времени между просмотром каждого предмета, тем больше шансов, что участник повторно вспомнит предыдущие элементы, чтобы сохранить их в памяти.
Эффект новизны
Теория эффекта новизны заключается в том, что лучше запоминаются элементы, появляющиеся ближе к концу последовательности, поскольку они сохраняются в нашей рабочей памяти, части кратковременной памяти, которая обрабатывает сознательную и непосредственную перцептивную информацию. Наша рабочая память хранит временную информацию и действует как буфер для новой информации, пока она усваивается другими системами памяти.
Ученые-когнитивисты Мюррей Гланцер и Анита Куниц (1966) провели тест на запоминание предметов, чтобы оценить, являются ли новизна и первенство устойчивыми эффектами, если между этапом изучения информации и этапом тестирования существует задача с отвлекающими факторами.
Результаты показали, что эффект первичности присутствовал даже после 30-секундного вмешательства, но эффект новизны больше не присутствовал. Таким образом, когда во время тестов на запоминание используются отвлекающие задачи, эффект новизны исчезает, что подтверждает теорию о том, что улучшение запоминания происходит благодаря тому, что недавние элементы сохраняются во временной системе памяти, такой как рабочая память. Гланцер и Куниц пришли к выводу, что вместимость кратковременной памяти человека, вероятно, составляет три-четыре фрагмента информации за один раз.
Последствия эффекта последовательного позиционирования в дизайне пользовательских интерфейсов
Эффект новизны и первичности имеет значение для проектирования пользовательских интерфейсов. Представление длинных списков информации создает значительную нагрузку на ограниченные ресурсы внимания и ограниченные системы памяти, особенно кратковременную память, где одновременно можно сохранить только три или четыре элемента или фрагмента информации. На нашу способность вспоминать ранее представленные предметы также серьезно влияют события между первоначальной обработкой и последующим вспоминанием.
Четыре способа эффективного управления эффектом последовательного позиционирования в ваших проектах
Зная, что расположение элемента может повлиять на взаимодействие с пользователем, затрудняя запоминание информации в середине последовательности, может быть полезно свести к минимуму влияние, которое оно оказывает на ваших пользователей. Понимая, как манипулировать порядком информации и минимизировать эффект последовательного позиционирования, вы сможете снизить нагрузку на память пользователя и ограничить отвлекающие факторы, возникающие между представлением и запоминанием информации.
Вот 4 способа улучшить пользовательский опыт, понимая, как эффект последовательного позиционирования влияет на ваших пользователей:
1. Храните информацию, относящуюся к задаче, в пользовательском интерфейсе.
Храните информацию, соответствующую задаче, в пользовательском интерфейсе, чтобы минимизировать нагрузку на когнитивные ресурсы вашего пользователя. Предоставьте инструменты, которые помогут вашим пользователям достичь своих целей, помогая им более эффективно и точно выполнять свои задачи.
Творческие инструменты, такие как Keynote от Apple Inc., Photoshop от Adobe и Microsoft Word от Microsoft, предоставляют пользователям информацию о номерах страниц, линейках и сетках, чтобы помочь им создавать более качественные работы и быстрее справляться с ними.
2. Включите подсказки в пользовательский интерфейс
По возможности включайте в пользовательский интерфейс подсказки, поскольку они могут инициировать распознавание, то есть идентификацию чего-то ранее уже встречавшегося, и вызвать действие, связанное с запоминанием чего-то ранее изученного или пережитого. Предоставьте различные перцептивные сигналы, такие как звуки, создаваемые причинно-следственной связью (например, «шикарный» звук раздается, когда персонаж видеоигры собирает золотые монеты), или разместите карту или спидометр в интерфейсе гоночной игры.
3. Ограничьте объем требуемого запоминания
Ограничьте объем необходимых для запоминания частей, сохраняя соответствующую информацию на всех этапах выполнения задания, когда это необходимо, или предложите простые способы ее извлечения. Внимание человека ограничено, и мы способны удерживать в кратковременной памяти не более пяти элементов. В связи с ограничениями кратковременной памяти дизайнерам следует позаботиться о том, чтобы в любой момент времени в диалоге перед пользователем было не более пяти элементов. Многие интернет-магазины знают, что важно информировать пользователя по мере того, как он продвигается по пути покупки товара.
4. Подчеркните ключевую информацию в начале и конце
Выделяйте ключевую информацию в начале и в конце, помещая наименее важные элементы в середину последовательности. Эффект первичности и новизны объясняет, что люди запоминают информацию более точно, когда она находится в начале и в конце последовательности.
Многие целевые страницы разработаны с учетом этой концепции. В приведенном ниже примере мы рассмотрим эффект последовательного позиционирования, разделив целевую страницу Apple iPad Air 2 на три раздела в зависимости от ее фактического содержания: начало, середина и конец. Вы также можете увидеть это отражение при написании речей и учебников, где важная информация подчеркивается в начале и повторяется в конце.
Вывод
Дизайн должен снижать нагрузку на пользователей, понимая пределы их кратковременной памяти, например, ограничения, выделенные в эффекте последовательного позиционирования. Зная эффект последовательного позиционирования, мы должны стремиться расширить возможности пользователя, сохраняя при необходимости важную для задачи информацию на экране, включая подсказки в пользовательском интерфейсе, ограничивая объем повторения, требуемый для разных частей диалога, и подчеркивая ключевую информацию в начало и конец последовательности, когда это возможно. Поняв когнитивные процессы вашего пользователя и включив эти знания в свои проекты, вы будете лучше подготовлены к созданию более мощного и интуитивно понятного пользовательского опыта.
Автор: Юфимия Вонг.
Услуги, которые будут вам интересны
А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.