Почему принципы UX-дизайна всегда будут актуальны

930
Команда AskUsers
Команда AskUsers
26 марта 2024
Содержание

Длительное время интерфейсы пользовательского опыта в цифровой сфере были адаптированы под статичные, прямоугольные экраны устройств. Веб-сайты и мобильные приложения занимали лидирующие позиции при разработке интерфейсов и опыта взаимодействия.

Заказать юзабилити-аудит сайта CTA-баннер.png

Однако мир не стоит на месте и развивается с невероятной скоростью. На данный момент мы наблюдаем:

  • прорывы в области искусственного интеллекта, начиная от инновационных интерфейсов OpenAI и Google, которые умеют создавать тексты, изображения, мелодии и видеоролики, до огромного внимания к таким продуктам, как Rabbit r1 и Ai Pin от Humane, которые могут стать первыми шагами к появлению ИИ-помощников будущего.
  • увеличение интереса к технологиям дополненной и виртуальной реальности (AR/VR): от передовых устройств для пространственных вычислений, таких как Meta Quest и Apple Vision Pro, до инновационных AR-очков, которые обещают стать новым словом в мире гаджетов.
  • развитие исследований и потенциальных приложений интерфейса «мозг-компьютер» (BCI), включая (в идеале неинвазивные) варианты использования в медицине, маркетинге, образовании и играх.

Если вы «традиционный» UX-дизайнер/дизайнер продуктов, может показаться, что неустанный темп развития новых технологий оставляет вас позади. Возможно, вы даже задавались вопросом:

Как принципы дизайна старой школы могут быть актуальны в мире футуристических технологий?

Но дело в том, что, несмотря на необходимость осваивать новые технические умения, фундаментальные знания, которые делают вас отличным дизайнером, такие как понимание дизайнерских принципов, являются универсальными и не зависят от будущих изменений.

На самом деле, эти принципы дизайна могут оказаться даже более значимыми для новейших технологических продуктов.

Поэтому сейчас — отличное время, чтобы начать обсуждение этих принципов.

Принципы дизайна

Семь основополагающих принципов дизайна были представлены миру Доном Норманом в его книге «Дизайн привычных вещей», которая стала обязательным чтением для UX-дизайнеров.

В этой основополагающей работе Норман утверждал, что продукты можно использовать, если они соответствуют этим семи принципам: хорошая открытость, подкрепленная возможностями, сигнификаторами, обратной связью, сопоставлениями и ограничениями, в контексте концептуальной модели.


Давайте кратко рассмотрим каждый из этих принципов:

1. Открытость

Открытость описывает, насколько просто пользователю понять, какие действия можно совершить с продуктом.

Интерфейс должен быть интуитивно понятным. К примеру, посещая сайт, пользователь должен без труда понимать его назначение, целевую аудиторию, способы использования и так далее.

Хорошая открытость заключается в том, чтобы сделать очевидным, какие действия пользователь может выполнять с продуктом, не требуя дополнительных разъяснений. Как достичь этого в дизайне? Используйте устоявшиеся паттерны и соглашения, чтобы продукт казался знакомым (закон Якоба).

Но на самом деле открытость — это не самостоятельный элемент, а результат сочетания пяти других принципов: доступности, обозначений, обратной связи, отображений и ограничений.

2. Возможности

Возможности — это действия, которые возможны внутри системы или продукта.

Концепция доступности описывает взаимосвязь между свойствами продукта и возможностями пользователя.

Однако это очень технический и занудный подход к принципам дизайна. Проще говоря, мы можем думать о возможностях как о том, что вы можете делать с продуктом — как с ним работать и взаимодействовать.

Например, мобильное приложение может поддерживать такие действия, как прокрутку, пролистывание, касание, ввод текста, поиск и навигацию. У приложения есть свойства, и пользователи могут их использовать.

3. Сигнификаторы

Сигнификаторы — это воспринимаемые сигналы, которые указывают пользователям, какие действия возможны и как их следует выполнять.

Для UX-дизайнеров сигнификаторы более важны, чем возможности, потому что они говорят пользователю, как пользоваться дизайном. Вся функциональность в мире ничего не стоит, если люди не знают, как ее использовать.

Некоторые классические примеры сигнификаторов, которые вы постоянно видите в типичном дизайне пользовательского интерфейса (UI), включают:

  • стрелки, указывающие на то, что пользователи могут прокручивать, пролистывать или тянуть страницу для обновления
  • кнопки, указывающие, что нажатие на них приведет к выполнению действия
  • иконки, указывающие на тип действия, которое нужно выполнить в данной области экрана, например лупа для поиска

4. Обратная связь


Обратная связь предупреждает пользователей о результате их действий и текущем состоянии продукта.

Если сигнификаторы говорят пользователям, как использовать дизайн, то обратная связь сообщает им, что происходит при взаимодействии с ним. Здесь действуют две концепции, поэтому давайте рассмотрим их по отдельности:

  • Результат действий пользователя. Нам нужно знать, что дизайн реагирует на наши нажатия и касания. Например, ссылки меняют цвет, когда мы их используем — эта обратная связь говорит нам о том, что продукт или система регистрирует наши действия, и убеждает нас в том, что дизайн работает так, как ожидалось.
  • Состояние продукта. Нам нужно знать, когда общее состояние продукта или системы изменилось. Например, получение сообщения «заказ получен» во время онлайн-покупки — эта обратная связь подтверждает, что статус транзакции изменился c «в обработке» на «завершен».

Важно, чтобы обратная связь была незамедлительной, но при этом была спланирована должным образом, чтобы важная информация была в приоритете. (Если вы расскажете пользователям слишком много и сразу, они будут перегружены и, скорее всего, всё проигнорируют).

5. Сопоставления

Естественные сопоставления помогают пользователям лучше понять взаимосвязь между элементами управления и результатом их действий.

Под «сопоставлением» понимается использование пространственного соответствия между расположением элементов управления и управляемым продуктом.

Классическим примером сопоставления в дизайне продуктов является расположение варочной панели, отвечающее расположению элементов управления плитой, или расположение выключателей света, соответствующее реальному расположению лампочек в комнате.

В UX-дизайне примером естественного сопоставления, распространяющегося на различные устройства, является прокрутка: пользователь может провести пальцем вверх или вниз по трекпаду ноутбука, чтобы прокрутить веб-страницу вверх или вниз; аналогичным образом можно прокрутить колесико мыши вверх или вниз, чтобы выполнить то же самое действие.

6. Ограничения

Ограничения помогают предотвратить промахи и ошибки, устраняя возможности для их совершения. Концепция ограничений поначалу кажется нелогичной. Но оказывается, что ограничение взаимодействия пользователей на самом деле полезно, а не просто вызывает раздражение.

Легко пропустить добавление ограничений в дизайн, потому что вы разрабатываете продукты для правильного использования. Но на самом деле пользователи устают, отвлекаются и легко совершают ошибки. Или же они могут вполне уверенно использовать продукт неправильно. В любом случае мы можем минимизировать ошибки, добавив ограничения.

Объяснение различных теоретических типов ограничений (логических, семантических, культурных и физических) выходит за рамки этой статьи. Но общие примеры включают в себя такие вещи, как запрос подтверждения перед тем, как пользователь удалит или отменит что-либо — чтобы избежать ошибки из-за случайного промаха или неверного нажатия — или ограничение входа в систему доверенными третьими лицами по соображениям безопасности.

7. Концептуальная модель

Упрощенное объяснение того, как что-то работает, и неважно, насколько точно это объяснение, лишь бы оно было полезным.

Последней частью головоломки принципов проектирования является концептуальная модель. Идея состоит в том, что пользователям нужна некая понятная модель того, как работает продукт или система, чтобы быть полностью уверенными при использовании.

Возьмем, к примеру, современный смартфон: от пользователей не требуется знать все тонкости его работы на уровне специалиста или разработчика ПО. Достаточно осознавать, что перед ними телефон, который одновременно является камерой, калькулятором, записной книжкой и многим другим. Концепция заключается в том, что это удобное устройство с широким спектром возможностей.

Примерные концептуальные модели продуктов полезны так же, как и упрощенные вычисления в уме (например, 10 х 40 вместо 9 х 42) — они могут не дать абсолютно точный результат, но в повседневной жизни оказываются весьма полезными.

Почему эти принципы работают — и всегда будут работать (вероятно)


Фундаментальные принципы Дона Нормана касаются пользователей, а не продуктов.

Пользователи — это люди, а человеческая природа не претерпевает значительных изменений от поколения к поколению. Технологический прогресс развивается гораздо быстрее, чем эволюция человека. Наш мозг практически не изменился со времен наших предков, живших за многие тысячи лет до начала земледелия и появления первых цивилизаций.

То, что делает продукты удобными в использовании, — это степень их соответствия нашим основным потребностям в понятности, функциональности и контроле. Каждая новая технология представляет собой очередной вызов, который нужно преодолеть, учитывая эти психологические аспекты.

В этом суть удобства использования — оно заключается в постоянстве, и так будет всегда, пока мы остаемся людьми.

Именно поэтому принципы дизайна, предложенные Норманом, остаются актуальными, будь то речь о древних инструментах железного века, современных смартфонах, взаимодействии с искусственным интеллектом или жизни в метавселенной.

На самом деле, здесь можно провести параллель с фундаментальной теорией UX, такой как десять эвристик юзабилити для дизайна интерфейса Якоба Нильсена. Первоначально опубликованные в 1994 году, эти «эмпирические правила» до сих пор актуальны — по той же причине, что и принципы дизайна Нормана: они основаны на психологии, а не на технологии.

Из всего этого можно сделать вывод, что специалисты по UX-дизайну будут востребованы еще долгое время, даже когда Figma уйдет в прошлое, а последний iPhone отправится на свалку электронных отходов.

Если вы выполните поиск по запросу «UX мертв», вы найдете множество результатов. Но несмотря на многочисленные заявления о смерти UX, мы лишь находимся в одной из точек истории развития дизайна пользовательского опыта. Инструменты и продукты могут меняться, но пользователи остаются неизменными. Мы остаемся такими же, и поэтому принципы качественного UX-дизайна всегда будут важны.

Применение принципов дизайна в новых технологиях

Независимо от того, действительно ли будущее — это ИИ-помощники, прикрепленные к груди, жизнь с помощью гарнитур расширенной реальности (XR) (очков, или контактных линз), или, возможно, каждый стол, стена и поверхность, являющаяся пользовательским интерфейсом, — принципы UX-дизайна применимы

  • Открытость: Пользователям по-прежнему необходимо понимать, какие взаимодействия возможны. Это особенно важно для новых технологий - как инновационные продукты могут быть успешными, если люди не знают, как ими пользоваться? Возникнут определенные условности, и дизайнеры должны следовать им.
  • Возможности: Пользователям по-прежнему нужны действия, которые возможны в рамках системы или продукта. Только в будущем они выйдут за рамки щелчков мышью и касаний экрана и будут включать в себя фокусировку глаз, движения тела, мимику, управление руками и голосовой ввод.
  • Сигнификаторы: Пользователям по-прежнему нужно будет объяснять, как использовать дизайн. Но в некоторых случаях от визуальных знаков можно перейти к звуковым альтернативам. Например, помощники с искусственным интеллектом, объясняющие, как использовать продукт или систему — подсказывающие и предлагающие действия.


  • Обратная связь: Пользователи по-прежнему должны будут получать оповещения о результате своих действий и текущем состоянии продукта. Это может быть визуальная обратная связь с привычными экранами пользовательского интерфейса, воспроизведенными в виртуальном пространстве, тактильная обратная связь , например вибрация с помощью носимых технологий, или звуковая обратная связь, например голос, музыка или звуковые эффекты от наших портативных ИИ-ассистентов.
  • Сопоставления. Пользователям все равно понадобится помощь, чтобы лучше понять взаимосвязь между элементами управления и результатом их действий. Очевидным примером этого является сопоставление ручных контроллеров с VR-средой — пользователи могут видеть цифровые силуэты своих контроллеров (и рук) в VR, которые соответствуют их внешней, реальной ориентации.
  • Ограничения. Пользователям по-прежнему нужна помощь в предотвращении промахов и ошибок путем устранения возможностей для их совершения. Это огромная проблема для дизайнеров XR, поскольку они должны учитывать все особенности виртуальной среды, а также обеспечивать безопасность людей в реальном мире — например, границы безопасных зон помогают пользователям избежать столкновения с предметами (или людьми).
  • Концептуальная модель. Пользователям по-прежнему нужны упрощенные представления о том, как все работает. Например, воспринимать ИИ-помощников как быстрых, умных, но немного наивных помощников человека, которым не хватает опыта работы в реальном мире. Помните: неважно, насколько это точно, главное, чтобы это было полезно.

Возможны ли в будущем сценарии, в которых принципы дизайна могут оказаться неактуальными?

Возможно. Все зависит от того, как на это смотреть.

Потенциальная проблема с технологией интерфейса мозг-компьютер (BCI), например Neuralink Илона Маска, заключается в том, что она способна устранить любой воспринимаемый интерфейс: вам не обязательно сначала думать, а затем выполнять действие через пользовательский интерфейс — ваши мысли и действия теоретически становятся неотличимы друг от друга.


Интерфейсы, управляемые силой мысли (BCI), обладают возможностью обходить начальные этапы модели «Семь этапов действия», разработанной Доном Норманом. Эта модель описывает процесс осознанного планирования и выполнения действий, от старта машины до установки программ, а также последующего анализа результатов.

Используя BCI, человек может просто «думать» о своей цели, используя мысленные команды, и затем оценивать их выполнение. Это особенно ценно для людей с ограниченными возможностями, которые благодаря BCI могут вести более самостоятельный образ жизни. Однако при управлении автомобилями и механизмами такой подход может представлять определенные сложности.

В некоторых случаях использования BCI возникает вопрос о слиянии технологии и пользователя, что может ставить под сомнение традиционное понимание «продукта» и «пользователя». Или это просто задача на уровне руководителя по обеспечению соблюдения принципов дизайна? (В последнем случае ограничения могут стать приоритетным принципом проектирования — обеспечением «контрольных точек» между мыслями и действиями по соображениям безопасности и этики.)

При рассмотрении применимости дизайнерских принципов к передовым технологиям, ключевую роль играет намерение пользователя. Продукты должны использоваться осознанно, чтобы дизайн оставался релевантным.

Если мы окажемся в мире, где окружающая среда наполнена «аморфной вычислительной субстанцией», как это описал Алан Дикс, и где эта субстанция принимает решения за нас, то концепция «продукт-пользователь» может быть под угрозой.

Будет ли полезно, если наши дома оснастят датчиками и ИИ-помощниками, реагирующими на нашу речь и эмоции, и в этом случае, будем ли мы по-прежнему пользователями, или скорее получателями выгод от самостоятельно функционирующих технологий?

Вопросы становятся все более абстрактными и философскими, когда мы смотрим в будущее, полное научной фантастики.

Итоги

  • Новые технологии, включая искусственный интеллект и XR, трансформируют наш мир.
  • Тем не менее, фундаментальные принципы дизайна, предложенные Доном Норманом, остаются актуальными, так как они связаны с человеческим опытом, который изменяется не так быстро, как технологии.
  • Продукты и системы будут оставаться удобными для использования, если они обладают хорошей открываемостью, подкрепленной возможностями, сигнификаторами, обратной связью, сопоставлениями и ограничениями в контексте концептуальной модели.
  • Роли, инструменты и навыки UX-дизайнеров изменятся, но потребность в UX-дизайне сохранится, поскольку важно, чтобы новые продукты и сервисы соответствовали принципам дизайна, ориентированным на людей.
  • Существуют сценарии, в которых принципы дизайна могут быть максимально задействованы, но большинство из них пока остаются в сфере фантастики.
Понравилась статья? Жмите лайк или подписывайтесь на рассылку.

А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.

Команда AskUsers
Команда AskUsers