Что такое шапка сайта и как ее оформить
- Что такое шапка сайта
- Элементы шапки сайта
- Основные
- Дополнительные
- Как оформить шапку сайта
- Информативность
- Понятность
- Доступность
- Простота
- Привлекательность
- Единообразность
- Высокая скорость загрузки
- Адаптивность
- Компактность
- Как сделать шапку для сайта: пошаговая инструкция
Шапка — первое, что видит человек на сайте. Она занимает верхнюю часть страницы и выполняет много важных функций. В статье расскажем, из чего состоит шапка и как ее оформить.
Что такое шапка сайта
Шапка — это верхняя часть страницы, находящаяся выше блока с основным контентом. Она содержит важную информацию о ресурсе, отображается на всех его страницах. По-другому элемент называется хедером или header.
Шапка сайта должна удержать внимание человека. Также у нее есть «технические» функции:
- Идентификация ресурса. По хедеру человек может понять, на сайте какой компании он оказался.
- Навигация. С помощью меню в шапке пользователь быстро найдет нужную информацию.
- Отстройка от конкурентов. Если хедер составлен правильно, он подчеркнет преимущества бизнеса и выделит его среди похожих компаний.
Попав на сайт, человек в первую очередь смотрит именно на шапку. Это подтверждают исследования, которые выявили три основные схемы, по которым пользователи изучают новый сайт. Рассмотрим их подробнее:
- Модель Гутенберга. Визуально повторяет букву Z. Сначала человек смотрит в левый верхний угол, затем — в правый верхний. После этого взгляд по диагонали спускается в левый нижний угол и снова переходит вправо.
- Z-паттерн. Более сложная схема. По сути, это тоже модель Гутенберга, но повторенная несколько раз. Так получается, когда на странице много блоков, и взгляд повторяет фигуру Z.
- F-паттерн. Человек смотрит в левый верхний угол, затем — в правый верхний. Потом спускается взглядом на уровень ниже и опять смотрит слева направо. Если после этого он не нашел ничего интересного для себя, он закрывает ресурс. Получается, человек взглядом повторяет букву F.
Все эти модели объединяет одно: человек в любом случае сначала смотрит на верхнюю часть страницы — туда, где находится хедер. У сайта есть меньше 5 секунд, чтобы удержать пользователя, поэтому шапка точно должна заинтересовать его.
Элементы шапки сайта
Условно все компоненты шапки веб-сайта делят на две категории — основные и дополнительные. Первые добавляют всегда, вторые — по желанию. Рассмотрим обе группы.
Основные
Айдентика — то, что отличает бренд от других компаний. Среди них логотип, название, определенные цветовые сочетания, шрифты. Обычно все они определяются брендбуком.
Следующий элемент — контакты. Укажите номера телефонов для связи, ссылку на чат в мессенджерах, email, физический адрес. Контактные данные помогают продвижению сайта в Яндексе и Google, так как поисковые системы сканируют информацию из хедера.
Но не стоит перегружать шапку: информация не должна мешать восприятию страницы. К тому же не все перечисленные элементы нужно всегда вставлять в хедер. Например, интернет-магазинам можно не добавлять фактически адрес.
Следующий важный элемент — основное или горизонтальное меню со ссылками на главные разделы. Меню в хедере обеспечивает удобную навигацию и внутреннюю перелинковку.
Поисковые роботы не индексируют страницы, находящиеся в виде выпадающих списков. Поэтому, если разделов много, нет смысла помещать все их в меню: они не повлияют на SEO-продвижение.
Обычно в шапке есть строка поиска. Элемент помогает пользователям быстрее искать информацию на веб-сайте без необходимости разбираться в меню. Особенно функция полезна в интернет-магазинах.
Дополнительные
Рассмотрим элементы, которые добавлять необязательно, но они могут улучшить хедер:
- Кнопка обратного звонка. Некоторым пользователям неудобно копировать номер телефона из хедера, поэтому они пользуются этой функцией.
- Ссылки на соцсети. Дополнительный способ связи с клиентами и отдельный канал продаж.
- Предложение подписаться на рассылку. Помогает привлечь пользователей, которые интересуются вашей компанией или не готовы прямо сейчас изучать сайт.
- Корзина и избранное. Обычно оба элемента находятся справа, в верхней части страницы.
- Гамбургер-меню. Минималистичный значок ведет в меню в виде выпадающего списка. Гамбургер позволяет освободить место в шапке и создать минималистичный дизайн.
- Кнопка авторизации. Если на сайте есть личный кабинет, и пользователи активно пользуются им, есть смысл разместить кнопку для входа в хедере.
- Рекламный баннер. В шапке пользователи точно его заметят. Например, баннер со скидками и акциями.
- Выбор города. Такая функция может пригодиться крупными интернет-магазинам, особенно, если город влияет на скорость и стоимость доставки, каталог.
- Дополнительная информация. Это режим работы, описание деятельности бизнеса и т. д.
- Изменение версии. Это функции переключения языка, переход в версию для слабослышащих и т. д.
- Преимущества или УТП. Главное здесь — краткость. Можно в нескольких словах подсветить основные плюсы компании.
Некоторые дополнительные элементы иногда помещают в подвал сайта (футер). Например, часто там можно встретить ссылки на соцсети и дополнительную информацию. Некоторые элементы, такие как меню, нередко дублируют в подвале. Как и шапка, футер — фиксированный элемент. Он всегда находится внизу.
Как оформить шапку сайта
При создании шапки сайта необходимо учитывать несколько основных принципов.
Информативность
В шапке нужно разместить информацию, которая может пригодиться пользователю, чтобы выполнить нужные действия. Например, найти нужный товар, связаться с компанией, заказать товар. Основные элементы должны сразу бросаться в глаза: название компании, контакты, важные кнопки и другие.
Понятность
Нужно, чтобы при одном взгляде на хедер пользователь понял, чему посвящен ресурс. Этому помогают фирменные оттенки компании, логотипы, слоганы. Пример: на сайте доставки еды можно разместить значок пиццы возле названия.
Доступность
Проверьте, что все кнопки работают, а ссылки ведут на правильные страницы. Человек должен без труда пользоваться информацией из шапки. Например, скопировать номер телефона или email-адрес: поэтому стоит прописать их текстом, а не оформить в виде картинки.
Простота
Избавьтесь от лишних деталей и элементов: это касается и создания функционала. Так, не все элементы нужно вшить в шапку сайта — добавьте только самые важные. А дизайн должен быть простым, чтобы пользователь не уставал, смотря на хедер.
Привлекательность
Хедер нужно сделать заметным и приятным для просмотра. К примеру, с фоном в виде картинки или фотографии. При этом оформление не должно мешать восприятию информации.
Единообразность
Дизайн header не должен отличаться от оформления остальной страницы. Используйте одинаковые шрифты, оттенки и стиль.
Высокая скорость загрузки
Шапка во многом влияет на скорость загрузки всего сайта. Поэтому убедитесь, что анимация, видео, графика и другие «тяжелые» элементы не замедляют работу ресурса. Если сайт будет долго загружаться, пользователь, скорее всего, закроет его. К тому же динамичные элементы сложнее воспринимать, чем статичные. При создании header лучше сделать акцент на инструментах CSS и HTML.
Адаптивность
Хедер, как и весь ресурс, должен корректно отображаться на любых устройствах — компьютерах, смартфонах, планшетах. Позаботьтесь о том, чтобы вне зависимости от разрешения экрана шапка выглядела правильно.
Компактность
Строгих параметров хедера нет. Но он не должен занимать большую часть экрана и мешать просмотру основного контента страницы. К тому же, если шапка будет слишком объемной, пользователь, скорее всего, уйдет, ведь ему неудобно. Это относится и к слишком узкому header.
Есть несколько рекомендаций относительно размера хедера для разных типов сайтов. Например, для информационников и коммерческих сайтов (магазинов, салонов, клиник и т. д.) — 100–200 пикселей. Для лендингов — 300–400 пикселей, так как здесь нужно разместить больше элементов, например, кнопки, калькулятор, обратный отсчет.
Наконец, когда создаете шапку сайта, важно учитывать особенности конкретного ресурса и сферу бизнеса. Некоторые рекомендации могут не подойти для отдельных отраслей. Пример: на сайте застройщика нет смысла вставлять в шапку обратный отсчет до конца скидок. В такой нише решение о покупке принимают долго, и счетчик не поможет приблизить сделку.
Как сделать шапку для сайта: пошаговая инструкция
Чтобы сделать шапку на сайте с любой тематикой, действуйте по такому алгоритму:
- Выберите необходимые элементы. Остановитесь на самых важных, чтобы не перегружать хедер.
- Подберите простой шрифт. Если есть корпоративный шрифт, используйте его. Важно, чтобы любой текст можно было легко прочитать.
- Добавьте логотип. Иконка должна быть четкой, без размытий, чтобы пользователю не приходилось вглядываться в нее.
- Расположите элементы привычно для пользователя. Например, меню — слева, значок корзины — справа, а поисковую строку — в центре.
- Зафиксируйте шапку сайта в верхней части экрана. Многие фиксируют хедер, чтобы он оставался на месте, когда посетитель пролистывает вниз. Так все самое важно будет у пользователей перед глазами.
Таким образом, хедер нужен, чтобы идентифицировать ресурс, обеспечить удобную навигацию и отстроиться сайт от похожих компаний. Шапка должна быть заметной, информативной, понятной. В нее нужно поместить важную информацию, но при этом не стоит нагружать элемент лишними деталями. Некоторую информацию можно переместить из шапки в подвал сайта — футер.
Услуги, которые будут вам интересны
А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.