Главная страница

Закон содержательности: простые формы и понятные интерфейсы

Продолжаем серию материалов о принципах гештальт-психологии в UX и дизайне. В прошлых статьях мы уже рассказали о теории близости и точках фокусировки. А сегодня рассмотрим закон содержательности — базовую особенность восприятия объектов, которая лежит в основе любого интерфейса.

Применение в дизайне


Закон содержательности — это стремление человека к простым, понятным и устойчивым формам, в результате которого сложные или составные объекты воспринимаются в качестве простейших форм или их комбинаций.

Другие названия: закон прегнантности, закон простоты или принцип хорошей формы.

Выражается это в том, что любой сложный интерфейс мы воспринимаем как комбинацию простых элементов. Стивен Брэдли в статье для Smashing Magazine в качестве примера использовал следующую иллюстрацию:zakon prostoty.png
Если вы посмотрите на левое изображение, то увидите три конкретные фигуры: прямоугольник, треугольник и круг — а не рисунок в целом, который представляет собой сложную форму.

Еще один пример:chetyre tochki.png
Четыре точки можно соединить бесконечным количеством прямых и изогнутых линий — получить какую угодно фигуру. Но мы четко видим квадрат — как наиболее простую и понятную форму.

Применение в дизайне


В дизайне и проектировании закон содержательности проявляется в стремлении и тенденции упрощать интерфейс настолько, чтобы пользователь мог однозначно интерпретировать все формы и элементы на странице.

Это относится как к объектам, так и к структуре в целом. Принцип компоновки элементов по модульной сетке — хороший пример того, как структура страницы сводится к простым прямоугольным или квадратным блокам, которые однозначно идентифицируются пользователем вне зависимости от уровня его подготовки и опыта.princip komponovki.png
Применительно к юзабилити закон содержательности часто сводится к одной простой рекомендации — упрощать интерфейс настолько, насколько это возможно. Чем проще — тем лучше и понятнее для пользователя.

Это отражается не только в компоновке. Принцип «7 +/- 2»— из той же оперы. Пользователь не может одновременно воспринимать большое количество объектов, а значит — их количество на одном экране нужно ограничивать.

Закон хорошо соотносится и с другими поведенческими паттернами посетителей сайта.vnimanie pol'zovatelej.png
Обратите внимание, даже в F-паттерне — наиболее простой модели просмотра страницы пользователем, внимание концентрируется на наиболее простых, понятных и заметных элементах: на заголовках, выделенных блоках, изображениях.

Кейсы


Нэйт Десмонт из Kissmetrics собрал несколько кейсов, которые показывают, как упрощение в соответствии с законом содержательности помогло увеличить конверсию.zakon soderzhatel'nosti.png
Правый вариант страницы Device Magic — упрощенный — показал конверсию в переходы на страницу регистрации на 35% выше.uproshhennyj variant.png
Кейс Highrise CRM показал, что упрощенный вариант страницы дает повышение конверсии на 37,5% по сравнению с более сложной базовой версией.uproshhenie stranicy.png
Упрощение страницы позволило DesignBoost увеличить конверсию на 13%.

Примеры показывают, что для принятия решения пользователям во многих ситуациях не нужна избыточная информация. Поэтому упрощение страницы как на уровне форм, так и на уровне контента дает существенное увеличение конверсии.

Как проверить интерфейс на соответствие закону


Однако точно сказать заранее, сработает ли это для вашего сайта, невозможно. Есть вероятность, что ваши посадочные страницы изначально спроектированы хорошо и отлично вписываются в модели восприятия информации пользователями.

Самый простой способ — просто внимательно посмотреть на страницы.

Проведите мысленные линии — есть ли в дизайне опорная сетка, выровнены ли элементы друг относительно друга. Если картинки и текстовые блоки наезжают, дробятся и смешиваются, стоит посмотреть на интерфейс более внимательно.

Можно проверить, какой вариант ближе вашим пользователям: существующая страница или ее упрощенная версия. Естественно, упрощенный вариант страницы нужно предварительно разработать.

Среди всех способов проведения исследований для проверки на соответствие закону лучше всего подходит A/B-тестирование.testirovanie.png
При сравнении двух версий вы увидите, как изменяется поведение пользователей в зависимости от того, насколько просто или, наоборот, сложно воспринимается структура и контент на посадочной странице. Результаты могут вас очень удивить.

Общие выводы и рекомендации


  • Как и другие принципы восприятия, описанные в гештальт-психологии, закон содержательности помогает проектировать интерфейсы, понятные для пользователя.
  • Чем выше скорость восприятия — тем выше вероятность, что пользователь сможет корректно считать те сообщения, которые вы транслируете на странице, и принять решение о том, чтобы остаться на сайте.
  • Кейсы и примеры показывают, что во многих случаях упрощение страницы ведет к увеличению конверсии.
  • A/B-тестирование — оптимальный способ проверить, насколько нынешняя версия вашего сайта соответствует принципам простоты и содержательности.

В разных исследованиях на принятие решения о том, остаться на странице или уйти, у пользователей уходит от долей секунды до 5 секунд. Это очень мало. Проектирование страницы с учетом закона содержательности позволит вам донести нужную информацию до пользователя даже за столь короткое время. Вам решать — воспользоваться или нет этой возможностью.

Подпишитесь на обновления, чтобы быть в курсе!

Оцените статью:

( 4 оценок, средняя: 3.66 из 5 )

Новые кейсы и лайфхаки еще впереди. Подпишитесь на обновления, и узнавайте все первыми. Это бесплатно!

Адрес подписки уже существует. Пожалуйста укажите другой адрес.

Указать другой

На ваш почтовый адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.

Если вы ещё не являетесь пользователем AskUsers,
но хотите улучшить свой сайт, то просто зарегистрируйтесь.

Хочу попробовать
Регистрация
Буду проводить исследования
Буду тестировать сайты
Необходим для подтверждения регистрации и восстановления пароля

Если у вас уже есть аккаунт, воспользуйтесь формой входа

Восcтановления пароля

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.



Если у вас уже есть аккаунт, воспользуйтесь формой входа

Войти в личный кабинет
Забыли свой пароль?

Если у вас ещё нет аккаунта, зарегистрируйтесь прямо сейчас