SEO

A/B-тестирование сайта

Почитать позже
Наши продукты помогут вашему бизнесу оптимизировать расходы на маркетинг

Что такое A/B-тестирование

A/B-тесты — это метод исследования в маркетинге и SEO. Цель – определить наилучший вариант из двух или нескольких возможных. Создаются тестовые группы (например, страницы сайта) с разными вариантами какого-то значимого элемента. Это может быть иллюстрация, интерактивная кнопка, заголовок, текст, цветовая схема.

Трафик направляется на каждую из групп и замеряется результат: на какой группе (с элементом А или с элементом В) выше целевой показатель, например, кликабельность или конверсия.

Можно сравнивать между собой две группы (варианты А и В), можно сразу несколько (A/B/n-тестирование). Для тестов используют веб-сервисы и инструменты статистики.

Важно, чтобы для чистоты теста на страницы направлялся условно одинаковый трафик. Имеется в виду не только число посетителей, но и другие характеристики. Например, если на одну страницу (вариант А) придет 20% мужчин и 80% женщин, а на странице В мужчин и женщин окажется поровну, то эксперимент нельзя считать чистым.

A/B-тесты сайтов

Поясним на примере. На сайт идет трафик, проект приносит прибыль, но конверсия могла бы быть выше.

Мы анализируем поведение пользователей и находим слабое звено воронки продаж — это страница с описанием услуг. Именно это точка выхода с сайта. Причины могут быть маркетинговыми. Например, высокая цена или отсутствие гарантии.

Но мы не будем торопиться снижать цену, а для начала протестируем другую гипотезу. Мы предположим, что описание услуги недостаточно полное и убедительное. Если просто поменять текст и посмотреть, как изменится конверсия, то эксперимент нельзя считать правильным, а результат достоверным. 

На конверсию влияет слишком много факторов: трафик на сайт (а он зависит от многих причин), сезонные колебания, день недели, изменение условий и цен у конкурентов.  

Поэтому для теста мы создадим несколько отдельных страниц с описанием услуги. На первой странице для чистоты эксперимента оставим прежний текст. На второй, третьей и четвертой разместим новые текстовки.

Чтобы провести A/B-тест, мы одновременно направим трафик на все четыре страницы и замерим результаты. Если на какой-то из новых страниц конверсия значительно повысилась, то значит, проблема действительно была не в цене услуги, а в ее описании. Мы можем продолжить тестировать разные варианты текстов или остановиться на том результате, который показал себя лучше других в ходе теста.

Что тестировать

Что можно тестировать в интернет-маркетинге:

  • A/B-тесты сайтов, например, лендингов. Цель эксперимента — понять, какой из лендингов наиболее эффективный. Его мы в результате и будем использовать.
  • Цветовая схема и дизайн. Влияние элементов оформления на конверсию.
  • Расположение блоков.
  • Шрифты.
  • Заголовки.
  • Варианты виджета, который призывает совершить целевое действие, например, подписаться на рассылку или скачать прайс.
  • Изображения на посадочных или продающих страницах. Фотография может привлечь или оттолкнуть потенциального покупателя.
  • Продающие тексты.
  • Размер, расположение, цвет кнопки «Купить» или «Заказать».

Тестирование в SEO (Search Engine Optimization) помогает определить, какие приемы лучше работают на конкретном сайте. Например, повлияет ли на позиции в поиске правка сниппетов, сокращение или увеличение размера текста, смена шаблона и так далее, какой результат дадут эти действия. Эти элементы и параметры могут влиять на «отношение» поисковых систем к сайту напрямую или опосредованно. Например, подробный текст закрывает интент пользователя, улучшаются поведенческие факторы, и в результате поисковая система поднимает сайт в выдаче.

Эффективность в SEO зависит от множества деталей, постоянное тестирование сайта полезно для продвижения.

Какие инструменты сплит-тестирования использовать

Для тестов используют специализированные сервисы, большинство из них платные. Вот некоторые из них:

  • ChangeAgain. Интегрируется с Google Analytics, позволяет задавать цели и отслеживать результат. Есть удобный визуальный редактор, в котором можно менять дизайн. Навыки работы с HTML-кодом для теста не нужны. Платить нужно только за запущенные эксперименты, а не за трафик. Можно проводить эксперименты с любым количеством страниц.
  • Visual Website Optimizer. Позволяет тестировать различные элементы страницы. Для работы нужно иметь базовые знания верстки HTML и CSS.
  • Инструмент для создания и тестирования лендингов. Можно проводить тесты только тех лендингов, которые стали результатом работы в этом сервисе. Удобный визуальный редактор позволяет полностью продублировать лендинг и быстро внести правки в копию. Можно тестировать только две версии лендинга.
  • Один из самых дорогих и функциональных инструментов. Чтобы работать с ним, знать код необязательно. Позволяет вносить правки в визуальном редакторе. Проводит не только A/B, но и многовариантные тесты и тестирование по URL. Строит карту кликов и активности. В сервисе можно проставлять цели и отслеживать результаты.
  • Google Optimize. Бесплатный инструмент от Google.

Как провести A/B-тестирование с помощью Google Optimize

Инструмент бесплатный, для работы нужен аккаунт Google. Тестируемый сайт надо привязать к Google Analytics.

В сервисе нужно создать и настроить контейнер. Удобно завести отдельный контейнер для каждого сайта, но можно объединить в нем и несколько сайтов. Внутри контейнеров создаются эксперименты (проекты). Нужно выбрать тип эксперимента (в данном случае А/Б). Алгоритм работы:

  • В Google Optimize нужно создать копию (или несколько копий) страницы, изменить там нужный элемент (например, изображение или заголовок). В Google Optimize можно проводить многовариантные тесты и выбирать лучший результат из нескольких.
  • Указать, кому показывать экспериментальные страницы. Например, половине всех посетителей (рандомно) или только тем пользователям, которые пришли на сайт с поиска.
  • Настроить цели, даты эксперимента и запустить его.
  • Сервис будет чередовать показы вариантов страниц пользователям в рандомном порядке.
  • Google Analytics собирает данные. Максимальная продолжительность теста — 90 дней, но его можно завершить и раньше. Google Optimize формирует отчет — результат тестирований.

Идеи, эффективность которых стоит обязательно проверить с помощью A/Б-тестирования

Идеи маркетологов могут быть яркими и креативными, но не рабочими. Тесты проверяют, эффективны ли способы, которые предложил маркетолог или SEO-специалист, дадут ли они нужный результат. Бывает, что идеи протестированы, а результата нет и непонятно, что еще можно попробовать. Тогда за «вдохновением» можно сходить на сайты конкурентов. Там можно подсмотреть приемы, которые не приходили вам в голову, и провести тесты на своем сайте.

Вот несколько идей, которые помогают увеличить конверсию. Их, конечно, тоже надо тестировать.

  • Измените цвет и размер кнопки «Купить» или «Заказать». Не всегда агрессивные цвета работают лучше, чем сдержанные.
  • Опубликуйте видео на продающей странице. Видеообзор повышает доверие к товару, услуге, компании. В результате увеличивается время на сайте, улучшаются поведенческие факторы.
  • Добавьте изображения результата услуги (например, стрижки) или товара в 3D (если это уместно).
  • Удалите необязательные поля из конверсионной формы (например, фамилию).
  • Установите или увеличьте срок бесплатного тестирования услуги (например, электронного сервиса).
  • Добавьте призыв к действию на первый экран.
  • Объявите ограниченную по времени акцию.

Как и зачем тестировать разные варианты страниц

Даже самый продвинутый маркетолог или оптимизатор не может быть уверен на 100 процентов, что его идеи сработают. Действовать только интуитивно — рискованная тактика. A/B-тесты — это проверка гипотезы на реальных людях, целевой аудитории. Считается, что для полноценного тестирования потребуется достаточно продолжительное время — от двух недель. Суть эксперимента: нужно сравнить, как работает новая страница или группа страниц по сравнению со старой, контрольной.

Для тестов нужно выбрать специализированный сервис. Один из них Google Optimize — удобный и бесплатный. Здесь можно проводить многовариантные тесты.

Результаты A/B-тестирований подтверждает или опровергают предположения специалиста, помогают выбрать самый эффективный вариант.

Читайте на AskUsers

Посетители приходили на сайт фитнес-клуба и уходили ни с чем. Чтобы получить фидбэк и разобраться в причине, мы провели исследование. Результат оказался неожиданным. Читайте кейс по анализу юзабилити сайта сети фитнес-клубов в Москве.

Мы всего лишь изменили несколько блоков на сайте туристической компании и подняли органический трафик на 80%. Как нам это удалось, читайте в кейсе о внесении изменений на карточки отелей.

Удобный сайт — успешный сайт. Полезные советы для хорошего юзабилити от наших специалистов.

Закажи юзабилити-тестирование прямо сейчас
Заказать
Читать также

Готовы узнать, что думают пользователи?

Тогда переходите на новый уровень и улучшайте ваш
продукт вместе с нами

Узнать