Составление XML карты сайта

- Какие бывают карты
- Зачем нужен sitemap
- Формат карты сайта
- Требования поисковых систем
- Способы создания
- Яндекс.Вебмастер: инструкция для работы с картами
- Как добавить в Google
- Чеклист для проверки
- Резюме
Помимо технической составляющей под картой сайта может подразумеваться также его структура, которую вы составляете до того, как переходите к разработке ресурса. Логичная организация контента помогает пользователям найти то, что им нужно на платформе. Это улучшает юзабилити, а значит и поведенческие факторы.
При любой интерпретации это важный элемент SEO-продвижения, без которого невозможно добиться высоких позиций в поиске.
Какие бывают карты
Структура ресурса нужна разработчикам для создания логичного сайта, посетителям – для удобства поиска и навигации, роботам поисковых систем – для упрощения индексации страниц. В каждом из перечисленных случаев нужен свой тип карты. Всего их три:
-
Визуальная.
-
Пользовательская (html).
-
Техническая (sitemap xml).
Создать логичную платформу без систематизации контента по разделам невозможно. Поэтому перед разработкой нужно схематично расположить все страницы и провести между ними связи. Это поможет сделать правильную перелинковку, организовать информацию и упростить регулярную работу по добавлению контента в будущем. Эту же схему можно будет использовать и при создании HTML-страницы для посетителей.
Зачем нужен sitemap
Sitemap – это один из способов технической SEO оптимизации. Это не обязательное требование для индексации, но добавление файла в разы ускоряет процесс. Карта показывает роботам, каким страницам нужна проверка. Это важно для сайтов с разветвлённой структурой, информация на которых часто добавляется или обновляется. При правильной проработке вы сможете:
- сгладить недочеты внутренней перелинковки, а также нехватки внешних ссылок;
- улучшить индексацию новых разделов;
- повысить уровень доверия поисковых систем.
Хотя роботы и так сканируют все страницы, сделать карту сайта рекомендуется каждому ресурсу. Алгоритмы могут пропустить важные разделы, а апдейты статистики будут занимать больше времени. Всё это тормозит продвижение.
Формат карты сайта
Sitemap для сайта может быть в формате HTML или XML. Для SEO-продвижения карты составляется в XML с кодировкой UTF-8.
Файл должен содержать следующие теги:
Loc
Его задача – показать расположение страницы в структуре. В нем нужно указать URL с учётом актуального протокола (просто http:// или с защищённым SSL-сертификатом https://). Здесь же необходимо отметить, если у сайта есть несколько языковых версий. Для этого требуется прописать hreflang с использованием атрибута xhtml:link.
Changefreq и lastmod
Нужны, чтобы показать изменения. С помощью первого тега задается частота обновлений страницы со значениями:
- hourly – каждый час;
- daily – ежедневно;
- weekly – раз в неделю;
- monthly – ежемесячно;
- yearly – ежегодно;
- always – всегда (для постоянных обновлений);
- never – никогда (для статичных разделов).
Через lastmod помечается последнее изменение. Его дополнительная функция – указание авторства контента.
Priority
Многие специалисты пропускают этот тег, потому что он необязательный. С помощью значений от 0 до 1 выставляется приоритетность страниц во время обхода сайта роботом. Это важно для крупных ресурсов с большим количеством разделов и разветвленной структурой, чтобы ускорить апдейт наиболее важных частей.
Sitemap и sitemapindex
Обязательные технические теги, которые проставляют в начале и конце файла.
Требования поисковых систем
У поисковиков разные требования к картам. В Яндекс добавить файл sitemap можно в текстовом виде или XML. При этом размер не должен быть больше 10 мегабайт.
Google лояльнее относится к тяжелым файлам, но ограничивает количество ссылок до 50 тысяч. В списке не должно быть ничего, кроме URL. Здесь больше доступных форматов: помимо xml вы можете использовать: txt, Atom 1.0 и RSS (применяются для блогов с фидами). При разработке ресурса с помощью сервиса Google Сайты, создавать свою карту не нужно – она формируется автоматически на основе его структуры.
Проверку готового файла на ошибки можно провести через Вебмастер или Search Console. При этом необязательно делать всё вручную: существует несколько способов, которые помогут упростить процесс.
Способы создания
Чтобы самостоятельно создать файл, необходимо разобраться с тегами, с правилами составления и расстановкой приоритетов для проверки, с добавлением sitemap в корень сайта. Намного проще сделать это, если он написан на CMS. Некоторые системы управления самостоятельно разрабатывают списки. Встроенные плагины доступны в Joomla, Bitrix, WordPress.
Если крупный ресурс написан на собственном движке, то при добавлении URL можно запутаться в разделах и упустить важные страницы. Чтобы избежать этого, вы можете воспользоваться генераторами карт. Самые популярные среди них:
- Gensitemap – сервис, который бесплатно создает файл для ресурсов до 1000 страниц.
- Mysitemapgeneratour – одна из немногих платформ, где можно создать обновляемый в автоматическом режиме sitemap. Функция доступна только в платной версии.
- Web-Site-Map – помимо инструментов для создания файла, программа работает как валидатор и уведомляет в случае обнаружения битых ссылок.
- XML-sitemaps – в отличие от остальных сервисов предлагает дополнительно установить php-версию на сервер для автоматических изменений.
Эти онлайн-сервисы или программы могут создать файлы sitemap и для Яндекса, и для Google. Прорабатывать их вручную стоит, только если у вас небольшой сайт, на котором редко происходят обновления.
Яндекс.Вебмастер: инструкция для работы с картами
Чтобы поисковые системы обнаружили sitemap, необходимо сообщить им об этом, добавив ссылку в robots.txt. Второй способ – отправить файл через сервисы для разработчиков.
Используя инструменты Яндекс.Вебмастер, вы можете проверить, загрузить, обновить и удалить неактуальную карту.
Чтобы проверить sitemap, зайдите в соответствующий раздел инструментов Вебмастера. Отправить на проверку можно одним из трех способов: добавить файл в формате XML, скопировать содержимое документа или ссылку на него. После нажатия на кнопку вы получите отчет с ошибками, которые нужно исправить, и предупреждениями.
Добавить корректную версию необходимо в разделе «Индексирование». Во вкладке «Файл Sitemap» нужно ввести ссылку на его расположение. Если все сделано правильно, то вы увидите статус «ОК». На обработку информации у роботов уходит до двух недель: после этого новые страницы попадают в выдачу.
При добавлении новых страниц в структуру обновлять карту не нужно. Чтобы не дожидаться регулярного обхода, нажмите на значок обновления в списке. Здесь же можно удалить неактуальный файл.
Как добавить в Google
Аналог Яндекс.Вебмастер в Google – это Search Console. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо создать аккаунт. После этого зайдите во вкладку «Файлы Sitemap» добавьте URL карты в поле.
Проверить карту сайта заранее невозможно. Отчет по неисправностям появится только после добавления. Если ошибок не обнаружено, вы увидите зеленый статус «Успешно».
В случае недочетов вы можете столкнуться с двумя уведомлениями: «Не получено», если URL недействителен и роботом не удалось получить документ, или «Обнаружены проблемы», если не соблюдены все требования по формату, размеру или тегам.
Чеклист для проверки
Создать файл с учетом всех требований поисковых систем непросто. Чтобы не пропустить важные компоненты и избежать недочетов, воспользуйтесь чеклистом для проверки:
- документ содержит URL каждой страницы;
- их количество не превышает 50 тысяч;
- добавлены теги <loc>, <lastmod>, <priority>;
- даты прописаны в кодировке W3C;
- формат соответствует требованиям (XML или TXT);
- размер не превышает 10 Мб (Yandex) или 50 Мб (Google);
- выполнено сжатие с помощью gzip;
- ссылка на карту добавлена в robots.txt;
- файл добавлен в Яндекс.Вебмастер и Google Search Console;
- все ошибки исправлены.
Для сайтов с несколькими языковыми версиями не забудьте добавить теги hreflang. Для графических или новостных ресурсов использовать этот инструмент необходимо, только если этого требует специфика.
Резюме
В этой статье мы разобрали, что такое карта сайта, как создать Sitemap под требования поисковых систем и отправить их на проверку роботам. Вы узнали, какие проблемы могут возникнуть при ручной проработке и как упростить этот процесс с помощью плагинов CMS или генераторов.
Правильно сформированная карта – это эффективный инструмент оптимизации, который поможет алгоритмам быстрее обработать информацию, чтобы вывести релевантные страницы в топ выдачи. А о том, как организовать контент для пользователей, вы можете прочитать в статье об информационной архитектуре.
Услуги, которые будут вам интересны
А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.