Составление XML карты сайта

9 мин.
3993
Команда AskUsers
Команда AskUsers
26 сентября 2020 • 9 мин.
Содержание

Помимо технической составляющей под картой сайта может подразумеваться также его структура, которую вы составляете до того, как переходите к разработке ресурса. Логичная организация контента помогает пользователям найти то, что им нужно на платформе. Это улучшает юзабилити, а значит и поведенческие факторы.

При любой интерпретации это важный элемент SEO-продвижения, без которого невозможно добиться высоких позиций в поиске.

Какие бывают карты

Структура ресурса нужна разработчикам для создания логичного сайта, посетителям – для удобства поиска и навигации, роботам поисковых систем – для упрощения индексации страниц. В каждом из перечисленных случаев нужен свой тип карты. Всего их три:

  1. Визуальная.

  2. Пользовательская (html).

  3. Техническая (sitemap xml).

Создать логичную платформу без систематизации контента по разделам невозможно. Поэтому перед разработкой нужно схематично расположить все страницы и провести между ними связи. Это поможет сделать правильную перелинковку, организовать информацию и упростить регулярную работу по добавлению контента в будущем. Эту же схему можно будет использовать и при создании HTML-страницы для посетителей.

Зачем нужен sitemap

Sitemap – это один из способов технической SEO оптимизации. Это не обязательное требование для индексации, но добавление файла в разы ускоряет процесс. Карта показывает роботам, каким страницам нужна проверка. Это важно для сайтов с разветвлённой структурой, информация на которых часто добавляется или обновляется. При правильной проработке вы сможете:

  • сгладить недочеты внутренней перелинковки, а также нехватки внешних ссылок;
  • улучшить индексацию новых разделов;
  • повысить уровень доверия поисковых систем.

Хотя роботы и так сканируют все страницы, сделать карту сайта рекомендуется каждому ресурсу. Алгоритмы могут пропустить важные разделы, а апдейты статистики будут занимать больше времени. Всё это тормозит продвижение.

Формат карты сайта

Sitemap для сайта может быть в формате HTML или XML. Для SEO-продвижения карты составляется в XML с кодировкой UTF-8.

Файл должен содержать следующие теги:

Loc

Его задача – показать расположение страницы в структуре. В нем нужно указать URL с учётом актуального протокола (просто http:// или с защищённым SSL-сертификатом https://). Здесь же необходимо отметить, если у сайта есть несколько языковых версий. Для этого требуется прописать hreflang с использованием атрибута xhtml:link.

Changefreq и lastmod

Нужны, чтобы показать изменения. С помощью первого тега задается частота обновлений страницы со значениями:

  • hourly – каждый час;
  • daily – ежедневно;
  • weekly – раз в неделю;
  • monthly – ежемесячно;
  • yearly – ежегодно;
  • always – всегда (для постоянных обновлений);
  • never – никогда (для статичных разделов).

Через lastmod помечается последнее изменение. Его дополнительная функция – указание авторства контента.

Priority

Многие специалисты пропускают этот тег, потому что он необязательный. С помощью значений от 0 до 1 выставляется приоритетность страниц во время обхода сайта роботом. Это важно для крупных ресурсов с большим количеством разделов и разветвленной структурой, чтобы ускорить апдейт наиболее важных частей.

Sitemap и sitemapindex

Обязательные технические теги, которые проставляют в начале и конце файла.

Требования поисковых систем

У поисковиков разные требования к картам. В Яндекс добавить файл sitemap можно в текстовом виде или XML. При этом размер не должен быть больше 10 мегабайт.

Google лояльнее относится к тяжелым файлам, но ограничивает количество ссылок до 50 тысяч. В списке не должно быть ничего, кроме URL. Здесь больше доступных форматов: помимо xml вы можете использовать: txt, Atom 1.0 и RSS (применяются для блогов с фидами). При разработке ресурса с помощью сервиса Google Сайты, создавать свою карту не нужно – она формируется автоматически на основе его структуры.

Проверку готового файла на ошибки можно провести через Вебмастер или Search Console. При этом необязательно делать всё вручную: существует несколько способов, которые помогут упростить процесс.

Способы создания

Чтобы самостоятельно создать файл, необходимо разобраться с тегами, с правилами составления и расстановкой приоритетов для проверки, с добавлением sitemap в корень сайта. Намного проще сделать это, если он написан на CMS. Некоторые системы управления самостоятельно разрабатывают списки. Встроенные плагины доступны в Joomla, Bitrix, WordPress.

Если крупный ресурс написан на собственном движке, то при добавлении URL можно запутаться в разделах и упустить важные страницы. Чтобы избежать этого, вы можете воспользоваться генераторами карт. Самые популярные среди них:

  • Gensitemap – сервис, который бесплатно создает файл для ресурсов до 1000 страниц.
  • Mysitemapgeneratour – одна из немногих платформ, где можно создать обновляемый в автоматическом режиме sitemap. Функция доступна только в платной версии.
  • Web-Site-Map – помимо инструментов для создания файла, программа работает как валидатор и уведомляет в случае обнаружения битых ссылок.
  • XML-sitemaps – в отличие от остальных сервисов предлагает дополнительно установить php-версию на сервер для автоматических изменений.

Эти онлайн-сервисы или программы могут создать файлы sitemap и для Яндекса, и для Google. Прорабатывать их вручную стоит, только если у вас небольшой сайт, на котором редко происходят обновления.

Яндекс.Вебмастер: инструкция для работы с картами

Чтобы поисковые системы обнаружили sitemap, необходимо сообщить им об этом, добавив ссылку в robots.txt. Второй способ – отправить файл через сервисы для разработчиков.

Используя инструменты Яндекс.Вебмастер, вы можете проверить, загрузить, обновить и удалить неактуальную карту.

Чтобы проверить sitemap, зайдите в соответствующий раздел инструментов Вебмастера. Отправить на проверку можно одним из трех способов: добавить файл в формате XML, скопировать содержимое документа или ссылку на него. После нажатия на кнопку вы получите отчет с ошибками, которые нужно исправить, и предупреждениями.

Добавить корректную версию необходимо в разделе «Индексирование». Во вкладке «Файл Sitemap» нужно ввести ссылку на его расположение. Если все сделано правильно, то вы увидите статус «ОК». На обработку информации у роботов уходит до двух недель: после этого новые страницы попадают в выдачу.

При добавлении новых страниц в структуру обновлять карту не нужно. Чтобы не дожидаться регулярного обхода, нажмите на значок обновления в списке. Здесь же можно удалить неактуальный файл.

Как добавить в Google

Аналог Яндекс.Вебмастер в Google – это Search Console. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо создать аккаунт. После этого зайдите во вкладку «Файлы Sitemap» добавьте URL карты в поле.

Проверить карту сайта заранее невозможно. Отчет по неисправностям появится только после добавления. Если ошибок не обнаружено, вы увидите зеленый статус «Успешно».

В случае недочетов вы можете столкнуться с двумя уведомлениями: «Не получено», если URL недействителен и роботом не удалось получить документ, или «Обнаружены проблемы», если не соблюдены все требования по формату, размеру или тегам.

Чеклист для проверки

Создать файл с учетом всех требований поисковых систем непросто. Чтобы не пропустить важные компоненты и избежать недочетов, воспользуйтесь чеклистом для проверки:

  • документ содержит URL каждой страницы;
  • их количество не превышает 50 тысяч;
  • добавлены теги <loc>, <lastmod>, <priority>;
  • даты прописаны в кодировке W3C;
  • формат соответствует требованиям (XML или TXT);
  • размер не превышает 10 Мб (Yandex) или 50 Мб (Google);
  • выполнено сжатие с помощью gzip;
  • ссылка на карту добавлена в robots.txt;
  • файл добавлен в Яндекс.Вебмастер и Google Search Console;
  • все ошибки исправлены.

Для сайтов с несколькими языковыми версиями не забудьте добавить теги hreflang. Для графических или новостных ресурсов использовать этот инструмент необходимо, только если этого требует специфика.

Резюме

В этой статье мы разобрали, что такое карта сайта, как создать Sitemap под требования поисковых систем и отправить их на проверку роботам. Вы узнали, какие проблемы могут возникнуть при ручной проработке и как упростить этот процесс с помощью плагинов CMS или генераторов.

Правильно сформированная карта – это эффективный инструмент оптимизации, который поможет алгоритмам быстрее обработать информацию, чтобы вывести релевантные страницы в топ выдачи. А о том, как организовать контент для пользователей, вы можете прочитать в статье об информационной архитектуре.

Узнайте, как увеличить конверсию на 41%!
Выберите
ваш сайт
Укажите сайт и получите 7 точек роста.
Рассчитайте
стоимость
Контролируйте стоимость и состав услуги. Авторизуйтесь и выбирайте только то, что нужно вам.
Получите результат
и сопровождение
После оплаты и выполнения задания продолжайте получать регулярные советы и рост конверсий.
Понравилась статья? Жмите лайк или подписывайтесь на рассылку.

А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.

Команда AskUsers
Команда AskUsers
Популярные статьи