Обучающий центр

Анализ релевантности страницы

Команда AskUsers

Команда AskUsers

Поисковая выдача содержит тысячи сайтов. Однако не каждая страница соответствует реальному запросу пользователя. Яндекс и Google пытаются решить эту проблему, поэтому постоянно дорабатывают алгоритмы и критерии ранжирования, чтобы показывать только те ресурсы, которые соответствуют запрашиваемой информации.

Для оценки используются факторы, которые составляют релевантность страниц. В определение закладывается принцип: чем точнее содержание сайта отвечает интересам пользователя, тем выше будут его позиции в выдаче. Адекватность информации и ее соответствие запросам – это главная цель, к которой должен стремиться каждый вебмастер или SEO-оптимизатор. Релевантный контент не гарантирует моментального попадания в топ, но это весомый параметр, влияющий на ранжирование.

Факторы релевантности

Как поисковые системы понимают, что страница содержит нужную для человека информацию? Чтобы избежать накруток, они не раскрывают все критерии ранжирования. В первое время это были только ключевые слова, но этот способ изжил себя, поскольку оптимизаторы стали создавать бессмысленные сайты с набором фраз. Для более точной выдачи алгоритмы постоянно дорабатываются и усложняются.

Сейчас определение релевантных страниц включает три фактора:

  • содержание и организация статей: недостаточно добавить поисковые фразы – необходимо равномерно распределить их по тексту;
  • внутренняя перелинковка и внешние ссылки;
  • поведение пользователей.

Поисковые системы учитывают наличие ключевых слов и их плотность. Если материал перенасыщен повторяющимися запросами, он может получить негативную оценку за спам. Перелинковка важна для повышения активности пользователей, а внешние ссылки отражают популярность сайта. Последний показатель становится все менее значимым: Яндекс отказался от учета ИЦ (индекса цитируемости), а Google – от PageRank. Однако если на ресурс ссылаются источники той же тематики, которым доверяют поисковики – это может повлиять на ранжирование.

Принципы наполнения текстов ключевиками

Несмотря на добавление новых критериев оценки, определить, насколько материал релевантный помогают ключевые слова. Строгих требований к текстам нет, поэтому главная рекомендация – изучить первые страницы в выдаче в вашей сфере. Проведите конкурентный анализ с детальным разбором статей. Смотрите на то, как соотносится запрос с темой, как структурирована информация, какие методики применяются.

Для подготовки релевантных текстов изучите потребности целевой аудитории. Поставьте себя на место пользователя. Например, если он вводит в поиске «как настроить рекламную кампанию в Facebook», то не стоит предлагать ему инструкцию для других социальных сетей. Если же запрос не такой конкретный (например «пластиковые окна»), то выигрышной окажется общая статья с обзором или подборкой.

Что ещё стоит учитывать при подготовке материалов

  1. Объем: необходимо выбрать оптимальный размер, чтобы его читали, а не пролистывали. Это влияет на поведенческие факторы.

  2. Заголовки и подзаголовки: используйте в них ключевые слова.

  3. Частота и соотношение: избегайте повторений и распределяйте поисковые фразы равномерно.

  4. Первый абзац: роботы сканируют текст с начала, поэтому употреблять ключи стоит в верхних строчках.

  5. Синонимы: меняйте формулировки, чтобы охватить как можно больше похожих словосочетаний. Пользователи по-разному выражают свои запросы, ваша задача – учитывать варианты.

Не забывайте о юзабилити текстов. Они должны быть читабельными и логичными. Стоит выделять определения, важные тезисы и списки.

Как проверить

Точная оценка релевантности страницы невозможна, поскольку это динамический показатель, который зависит от региона, языка, геолокации аудитории, браузера и постоянно меняющегося поведения пользователей. Для примерного определения позиций в выдаче можно выставить интересующий вас регион в поиске и произвести настройки браузера, а затем вручную протестировать каждый поисковой запрос.

Проверить показатели можно с помощью продвинутых сервисов веб-аналитики:

PR-CY

Одна из наиболее удобных платформ, которая поможет провести анализ релевантности. Здесь вы найдете информацию обо всех известных критериях, по которым поисковые системы проверяют ресурсы. Наглядные диаграммы и списки показывают, какие параметры соответствуют правилам и требованиям, а что нужно улучшить для роста позиций в выдаче. Для оценки текстового наполнения вы можете использовать инструмент аналитики ключевых слов.

Majento

Используйте этот сервис для определения релевантности размещенных на страницах материалов. Его данные субъективны, поскольку он ссылается на собственные критерии, однако их можно использовать для улучшения контента.

Seolib

Чтобы проверить количество вхождений ключей, плотность запросов в текстах, число страниц в топе выдачи и другие важные для релевантности показатели, вы можете использовать этот сервис. Вам останется только провести анализ этих метрик и составить стратегию по улучшению статистики.

Megaindex

Функционал этой платформы позволяет проверить все параметры, определяющие качество сайта. Помимо данных для анализа, сервис выдает рекомендации, которые помогут сделать контент релевантным.

Влияние поведенческих факторов на релевантность

Поисковые системы выявляют релевантные страницы с помощью поведения пользователей. Ключи – это первый этап оценки. После этого Яндекс и Google рассматривают, как посетители ведут себя на странице. Сколько времени длится сеанс, дочитывают ли они текст, переходят ли на другие разделы – всё это показывает, насколько контент интересен людям.

Хотя поведенческие факторы не являются составляющими релевантности, эти параметры влияют на ранжирование. Чтобы повысить позиции в выдаче, необходимо работать именно над этими показателями, поскольку они являются индикаторами качества сайта. Используя инструменты Google Analytics, вы можете проверить, как ведут себя посетители, попавшие на ресурс по конкретным запросам. Это позволяет понять, релевантный ли контент размещен на странице.

Определение ПФ помогает разработать стратегию по улучшению сайта. Позитивные изменения метрик покажут, что вы двигаетесь в правильном направлении.

Как улучшить

Первое направление работы по улучшению ресурса – это проработка контента. Однако каким бы полезным он ни был, если пользователь сталкивается с неудобным интерфейсом, все усилия по написанию статей окажутся бессмысленными. Поэтому помимо наполнения важно проверять юзабилити всех элементов. Оцените, легко ли найти нужную информацию на ресурсе, комфортны ли для зрения цвета и размер шрифтов, не мешают ли картинки восприятию. Подробнее о роли текстов для вовлечения мы рассказывали в материале из серии “UX-мифы”. 

Для стабильного продвижения необходимо не только разово привлечь трафик, но и удерживать посетителей, стимулируя повторные заходы. Работая над релевантностью, в первую очередь думайте о своих пользователях, а затем уже о технических параметрах.

Закажи юзабилити-тестирование прямо сейчас
Заказать
124
Читать также