Юзабилити-тестирование: как и зачем его проводить для улучшения UX-дизайна
- Зачем тестировать юзабилити?
- Элементы юзабилити-тестирования
- Фасилитатор
- Задачи
- Испытуемый
- Виды юзабилити-тестирования
- Качественный и количественный
- Удаленное и личное тестирование
UX-исследователи используют эту популярную методику наблюдения для выявления проблем и возможностей в дизайне.
В ходе юзабилити-тестирования исследователь (называемый «фасилитатором» или «модератором») просит участника выполнить задания, обычно с использованием одного или нескольких конкретных пользовательских интерфейсов. Пока участник выполняет каждое задание, исследователь наблюдает за его поведением и слушает обратную связь.
Словосочетание «юзабилити-тестирование» часто используется как взаимозаменяемое с «пользовательским тестированием».
Зачем тестировать юзабилити?
Цели проведения тестирования юзабилити могут отличаться в зависимости от конкретного исследования, однако они обычно охватывают следующие аспекты:
- обнаружение недостатков в оформлении продукта или предоставляемой услуги;
- определение потенциала для совершенствования;
- анализ привычек и предпочтений целевых пользователей.
Почему же важно осуществлять тестирование удобства использования? Может показаться, что опытный специалист по UX-дизайну без труда создаст идеальный пользовательский интерфейс. Однако даже наиболее квалифицированные UX-дизайнеры не в силах спроектировать идеальный или даже просто достаточно хороший интерфейс без применения итерационного подхода, который предполагает адаптацию дизайна на основе наблюдений за реальными пользователями и их взаимодействием с продуктом.
В процессе создания современного пользовательского интерфейса учитывается множество переменных, и человеческий мозг добавляет еще больше сложностей. Всевозможных комбинаций получается огромное количество. Единственный способ достичь корректности в UX-дизайне — это его тестирование.
Элементы юзабилити-тестирования
В мире юзабилити-тестирования существует множество методик, однако большинство из них включает в себя три краеугольных камня: модератора, задачи и испытуемого.
Модератор выступает в роли руководителя процесса, предоставляя испытуемому различные задачи. В процессе выполнения этих задач модератор наблюдает за действиями испытуемого и улавливает его отзывы. Кроме того, модератор может задавать уточняющие вопросы, чтобы выяснить более детальную информацию.
Фасилитатор
Фасилитатор — это направляющий в процессе тестирования. Он предоставляет инструкции, отвечает на вопросы испытуемого и, при необходимости, задает дополнительные вопросы.
Основная задача модератора — обеспечить получение достоверных и полезных данных в ходе тестирования, избегая при этом влияния на решения испытуемого. Достижение этого баланса требует навыков и практики.
(В определенных вариациях удаленного юзабилити-тестирования, таких как автономное удаленное тестирование, программное обеспечение может выполнять некоторые функции модератора).
Задачи
Задачи, предоставляемые в ходе юзабилити-теста, представляют собой реалистичные сценарии, с которыми мог бы столкнуться испытуемый в жизни. Они могут быть как узкоспециализированными, так и широкими, в зависимости от целей исследования и формата тестирования.
Примеры задач из настоящих юзабилити-исследований:
- На вашем принтере появилось сообщение об ошибке «Error 5200». Каким образом вы можете устранить эту проблему?
- Вы хотите открыть новую кредитную карту в банке Wells Fargo. Посетите веб-сайт wellsfargo.com и определите, какую кредитную карту вы бы хотели открыть, если такая возможность предоставляется.
Точная формулировка задач критически важна для юзабилити-тестирования. Малейшие неточности в инструкциях могут привести к неправильному пониманию задачи испытуемым или повлиять на его подход к выполнению (эффект предвзятости).
Инструкции задачи могут быть представлены испытуемому устно (прочитаны модератором) или в письменном виде. Часто участников просят прочитать инструкции вслух, чтобы убедиться, что они полностью их осмыслили, а также это помогает исследователям в ведении записей, так как они всегда в курсе, какую задачу выполняет испытуемый.
Испытуемый
Испытуемый должен представлять реальную аудиторию продукта или услуги, которые изучаются. Это может означать, что он уже пользуется данным продуктом или услугой в повседневной жизни. Или же, в некоторых исследованиях, испытуемый может обладать аналогичным опытом или потребностями, характерными для целевой аудитории, даже если он ещё не стал пользователем.
В процессе юзабилити-тестирования испытуемых часто просят высказывать свои мысли вслух (методика «мыслей вслух»). Модератор может попросить испытуемых комментировать свои действия и мысли во время выполнения задач. Это делается для лучшего понимания поведения, целей, мыслей и мотивов испытуемых.
Виды юзабилити-тестирования
Качественный и количественный
Юзабилити-тестирование может быть качественным или количественным.
Качественное юзабилити-тестирование фокусируется на сборе информации, выводов и историй о том, как люди используют продукт или услугу. Качественное тестирование юзабилити лучше всего подходит для выявления проблем в пользовательском опыте. Эта форма юзабилити-тестирования более распространена, чем количественное юзабилити-тестирование.
Количественное тестирование юзабилити фокусируется на сборе показателей, описывающих пользовательский опыт. Двумя метриками, которые чаще всего собираются при количественном тестировании юзабилити, являются успешность выполнения задачи и время выполнения задачи. Количественное тестирование юзабилити лучше всего подходит для сбора тестов.
Количество участников, необходимое для юзабилити-теста, варьируется в зависимости от типа исследования. Для типичного качественного исследования мы рекомендуем привлечь пять участников, чтобы выявить большинство наиболее распространенных проблем в продукте.
Удаленное и личное тестирование
Дистанционные юзабилити тесты набирают популярность, так как они часто оказываются более экономичными и требуют меньше ресурсов, чем традиционные лабораторные тесты. Их можно разделить на две основные категории: с участием модератора и без модератора.
При дистанционном тестировании с модератором процесс напоминает стандартные лабораторные исследования. Ведущий сессии продолжает взаимодействовать с испытуемым, предлагая ему выполнить различные задания, но при этом они находятся в разных местах. Для общения обычно используются приложения для видеоконференций и демонстрации экрана, например, Zoom или WebEx.
В случае дистанционных тестов без модератора, контакт между координатором и участником минимален. Исследователи предоставляют задания через специализированные онлайн-платформы, и испытуемые выполняют их самостоятельно, когда у них есть свободное время. Платформа записывает процесс выполнения заданий и собирает данные, такие как эффективность и точность выполнения.
Тест может проводиться в конференц-зале и занимать около трех дней:
- 1-й день: Подготовка и планирование исследования.
- 2-й день: Проведение теста с пятью участниками.
- 3-й день: Анализ результатов и формирование рекомендаций для доработки проекта.
Однако бывают случаи, когда требуются более глубокие и, соответственно, более дорогие исследования, стоимость которых может достигать нескольких сотен тысяч долларов. К факторам, влияющим на увеличение стоимости, относятся:
- сравнительное тестирование разных концепций;
- международное тестирование в различных странах;
- работа с разными группами пользователей или персонажами;
- количественные исследования;
- использование специализированного оборудования, например, трекеров взгляда;
- необходимость в оборудованной лаборатории или комнате для фокус-групп для наблюдения;
- подробный анализ и составление отчетов о результатах.
Несмотря на более высокую стоимость, инвестиции в подробные исследования могут принести значительную отдачу, хотя она и может быть ниже, чем при проведении более простых тестов.
Услуги, которые будут вам интересны
А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.