Что формирует поведение?

248
Команда AskUsers
Команда AskUsers
19 февраля 2024
Содержание

Процесс формирования поведения, которое в настоящее время не усвоено или не выполняется человеком, называется шейпингом. Шейпинг также можно определить как процедуру, которая включает в себя подкрепление поведения, более близкого к целевому поведению, также известное как последовательные приближения. Эта концепция была впервые разработана и использована Б. Ф. Скиннером, известным своими теориями, предполагающими обучение поведению посредством подкрепления.

Теория предполагает подкрепление поведения, которое все ближе и ближе приближается к желаемому или целевому поведению. Процесс формирования жизненно важен, потому что не всегда вероятно, что организм спонтанно проявит точное целевое поведение. Однако, закрепляя поведение, которое все ближе и ближе к желаемому поведению, можно научить/научиться требуемому поведению. Например, обучение собаки новым трюкам, обучение ребенка ходьбе и тому подобное. Пошаговая процедура закрепления различных моделей поведения до тех пор, пока не будет достигнуто окончательное поведение, называется последовательными приближениями.


Как происходит формирование поведения?

Формирование поведения  на самом деле не самый простой процесс, хотя и отнюдь не сложный. Один из первых экспериментов по формированию, проведенных Б. Ф. Скиннером, заключался в обучении голубей игре в боулинг, где голубей постепенно учили смахивать мяч клювом по дорожке к кеглям. Еще одним ярким примером формирования, проведенного Скиннером, является его эксперимент на крысах.

В своем эксперименте, где он учил крысу нажимать на рычаг для еды, это не было внезапным спонтанным поведением, которое крыса совершала по догадке. Целевым поведением крысы было нажать на рычаг, и в этом случае она будет вознаграждена едой. Но, конечно, крыса не собиралась спонтанно нажимать на рычаг. Итак, тренер поначалу даже вознаграждал за грубое приближение к целевому поведению. Например, даже один шаг, сделанный в правильном направлении, был подкреплен. Затем подкреплялся еще один шаг, и аналогичным образом Скиннер награждал крысу за то, что она встала на задние лапы, затем вознаграждалось даже малейшее прикосновение к рычагу, пока крыса наконец не нажимала на рычаг.

Важнейшим аспектом этой процедуры является вознаграждение только за новое поведение, которое ближе к целевому поведению. Например, в эксперименте с крысой, как только крыса коснулась рычага, она не получила вознаграждения за то, что встала на задние лапы. И когда целевое поведение было достигнуто, последовательные приближения, ведущие к целевому поведению, больше не вознаграждались. Таким образом, шейпинг использует принципы оперантного обусловливания для обучения субъекта поведению путем подкрепления правильного поведения и подавления нежелательного.

Этапы процесса формирования


  • Для начала подкрепляйте любое поведение, хотя бы отдаленно близкое к желаемому, целевому поведению.
  • Следующий шаг — закрепить поведение, которое ближе к целевому поведению. Кроме того, не следует закреплять предыдущее поведение.
  • Продолжайте закреплять реакции/поведение, которые еще больше напоминают целевое поведение. Продолжайте усиливать последовательные приближения до тех пор, пока не будет достигнуто целевое поведение.
  • Как только целевое поведение будет достигнуто, только подкрепите окончательную реакцию.

Приложения

Шейпинг также можно определить как парадигму обусловливания, используемую в основном в экспериментальном анализе поведения. Метод подкрепления последовательных приближений с целью обучения поведению оказался одинаково эффективным как для людей, так и для животных. Таким образом, он широко используется, когда речь идет о тренировке и обучении новому поведению.

Пример 1: Обучение собак выполнению словесных команд — один из простых и понятных примеров шейпинга. Очевидно, что щенки не смогут автоматически выполнять целевое поведение. Их необходимо формировать в соответствии с желаемым поведением, последовательно вознаграждая поведение, напоминающее целевую реакцию.

Формирование поведения также используется в человеческом обучении. Последовательное поощрение поведения ребенка для формирования какого-либо конкретного поведения является очень эффективным.

Пример 2: Допустим, учитель пытается научить Джонни выступать перед всем классом. Учитывая, что Джонни застенчивый ребенок, он не сможет сразу произнести речь. Таким образом, вместо того, чтобы обещать Джонни какую-то награду за выступление, следует вознаграждать за поведение, близкое к этому. Например, дать ему награду, когда он встанет перед классом. Далее, когда он выйдет перед классом и поздоровается. Тогда, когда он сможет прочитать отрывок из книги. И, наконец, когда он сможет произнести речь. Суть в том, чтобы поощрения были последовательными и невозможно было сохранить поощрения за предыдущие ответы. Таким образом можно формировать поведение.

Автор: Правин Шреста.


Узнайте, как увеличить конверсию на 41%!
Выберите
ваш сайт
Укажите сайт и получите 7 точек роста.
Рассчитайте
стоимость
Контролируйте стоимость и состав услуги. Авторизуйтесь и выбирайте только то, что нужно вам.
Получите результат
и сопровождение
После оплаты и выполнения задания продолжайте получать регулярные советы и рост конверсий.
Понравилась статья? Жмите лайк или подписывайтесь на рассылку.

А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.

Команда AskUsers
Команда AskUsers