Главная страница

Как создавать человеко-ориентированный дизайн

В основе антропоцентрического или человеко-ориентированного дизайна лежит простой принцип — нужно создавать продукты такими, какими конечные пользователи хотят их видеть. Это в одинаковой степени относится к интерфейсам, сайтам, приложениям, сервисам и другим, более сложным, системам.

На первое место ставятся желания, потребности и ограничения конечных пользователей. Сценарии взаимодействия предполагают, что пользователи делают то, что могут, хотят или привыкли, а не переучиваются и меняют устоявшиеся модели поведения ради овладения функционалом.

Сегодня мы поговорим о том, как создавать человеко-ориентированный дизайн и какое место в этом процессе занимают исследования предпочтений аудитории. В качестве основы мы используем подход компании IDEO, которая сегодня считается лидером в разработке антропоцентрического дизайна.

image2.jpg
 
Дэвид Келли, руководитель IDEO

«Подход к дизайну становится все более человеко-ориентированным. Мы учитываем поведение и индивидуальность в нашей деятельности, и это здорово. Дизайнерам больше доверяют, они становятся более задействованы в бизнес-стратегии компаний».

(Из выступления на TED)


Ограничения


Хотя в основе антропоцентрического дизайна потребности и желания людей, нужно обязательно учитывать интересы бизнеса и технические ограничения.ogranichenija.png
В результате у нас остается относительно небольшое количество подходов и решений, которые бы соответствовали одновременно всем трем критериям.

Велик соблазн закрыть глаза на какие-то ограничения. Но это путь в никуда: технически нереализуемое или коммерчески неуспешное решение просто не дойдет до полноценного релиза. И пользователи, ради которых вы пошли на такие жертвы, его попросту не увидят и не смогут оценить все его преимущества.

В процессе разработки нужно постоянно держать в голове эту схему, чтобы не допустить перекоса в любую из сторон.

Процесс создания человеко-ориентированного дизайна


Условно весь процесс разработки антропоцентрического дизайна можно разделить на шесть этапов. Однако во многих из них есть обязательный блок — это проведение исследований для изучения потребностей и интересов пользователей, их привычек и предпочтений, мнения о юзабилити и функциональности прототипов.

Мы уже писали о том, что тестирование — это постоянный процесс, а не разовая акция. В контексте человеко-ориентированного дизайна это становится еще более заметно.

В статье про способы проверки решений и инструменты для тестирования интерфейсов и сайтов мы рассказали о тех методиках, которые помогают нам получать обратную связь от пользователей. Каждый из описанных нами способов используется в процессе создания дизайна, ориентированного на конечного пользователя.

Описанный процесс демонстрирует подход, при котором дизайнеры создают решение на основе четкого понимания потребностей пользователя, а все идеи и решения проходят обязательную проверку на соответствие нуждам и ожиданиям тех людей, которые будут использовать продукт в своей жизни.

Этап 1. Наблюдение и изучение


Базовый этап — подготовка к творческому процессу. Основная цель — узнать пользователя как можно лучше: изучить его потребности, нужды, боли, страхи, привычки. Удобнее всего это сделать через сегментацию и составление портрета клиента. kriterii.jpg
Кроме составления портрета клиента проводим:

Обратите внимание, в этой части процесса речи о разработке дизайна даже не идет — мы просто максимально глубоко и подробно изучаем будущих пользователей продукта.

На выходе: готовые портреты клиента, четкое понимание потребностей и логики целевой аудитории продукта.

Этап 2. Осмысление и генерирование идей


На основе информации, полученной в ходе первого этапа, разрабатываем креативные идеи и создаем концепции. Используем методику мозгового штурма для получения идей.

Основная цель: сформулировать как можно больше идей, которые соответствуют потребностям пользователей и помогают решить поставленную задачу.

На выходе: список идей и сырых концепций, которые, однако, ориентированы на ожидания пользователей.

Этап 3. Прототипирование


На основе разработанных идей создаем черновые прототипы. Тратим на них минимум времени: наша задача — не впечатлить пользователя, а представить идею или концепцию в максимально простой, понятной и доступной форме.

На выходе: набор прототипов, созданных на основе исследований первого этапа и идей, сформулированных на втором этапе.

Этап 4. Получение обратной связи


Самое интересное: демонстрируем наши прототипы реальным пользователям продукта, чтобы понять, насколько наши идеи соответствуют их потребностям и ожиданиям. На этом этапе появляется понимание того, правильно ли мы интерпретировали результаты исследований, проведенных в самом начале.

Инструментарий тестирования расширяется, мы можем провести следующие исследования в дополнение к тестам с первого этапа:


Также мы можем провести сеанс разработки с применением методики совместного дизайна.

Получаем замечания и предложения по каждой идее, концепции и решению. Становится понятно, какие из них действительно оправдывают ожидания пользователей, а какие — нет.

На выходе: понимание, в каком направлении двигаться, набор замечаний и предложений пользователей.

Этап 5. Разработка


На основе информации, полученной на предыдущем этапе, работаем над созданием продукта с учетом всех замечаний и предложений от будущих пользователей продукта.

Начинаем с создания MVP — минимально жизнеспособного продукта — в котором реализуем все прошедшие проверку идеи. Двигаемся по пути улучшения отдельных элементов и постепенного доведения продукта до полноценного функционала и рабочего состояния.

На выходе: завершенный продукт.
razrabotka.png

Этап 6. Финальная доработка и релиз


Проводим дополнительные исследования с привлечением пользователей для каждой итерации продукта, чтобы не потерять связь с аудиторией и не уйти в сторону от правильного направления.

По завершении разработки проводим комплекс финальных тестов, чтобы проверить работоспособность и функциональность и убедиться, что продукт действительно удовлетворяет потребности пользователей.

Проводим релиз и тестируем продукт на живой аудитории:


На выходе: запущенный продукт, созданный в соответствии с принципами человеко-ориентированного дизайна.

В завершение


Четкое выполнение всех правил и рекомендаций при разработке человеко-ориентированного дизайна не дает 100% гарантии, что ваш продукт будет по умолчанию идеальным с позиции юзабилити и коммерчески успешным благодаря ориентации на потребности пользователей.

Но если пренебречь этим и сфокусироваться исключительно на инновациях и функционале — риск провалиться намного выше. Потому что при прочих равных пользователи выбирают продукт, которым проще и удобнее пользоваться — продукт, созданный с учетом их привычек, нужд, устоявшихся привычек и паттернов поведения.

Подпишитесь на обновления, чтобы быть в курсе!

Оцените статью:

( 2 оценок, средняя: 3.44 из 5 )

Новые кейсы и лайфхаки еще впереди. Подпишитесь на обновления, и узнавайте все первыми. Это бесплатно!

Адрес подписки уже существует. Пожалуйста укажите другой адрес.

Указать другой

На ваш почтовый адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.

Если вы ещё не являетесь пользователем AskUsers,
но хотите улучшить свой сайт, то просто зарегистрируйтесь.

Хочу попробовать
Регистрация
Буду проводить исследования
Буду тестировать сайты
Необходим для подтверждения регистрации и восстановления пароля

Если у вас уже есть аккаунт, воспользуйтесь формой входа

Восcтановления пароля

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.



Если у вас уже есть аккаунт, воспользуйтесь формой входа

Войти в личный кабинет
Забыли свой пароль?

Если у вас ещё нет аккаунта, зарегистрируйтесь прямо сейчас