Страница должна быть доступна за 3 клика

4 мин.
14652
Команда AskUsers
Команда AskUsers
20 февраля 2024 • 4 мин.

Считается, что правило 3-х кликов ввел Джеффри Зельдман в 2001 году в книге «Возьми свой талант в интернет» («Taking Your Talent to the Web»). Но в первоисточнике оно не упоминается в качестве непреложной истины. Это только рекомендация, которая по словам Зельдмана «основана на особенностях использования людьми сайтов» и «помогает создавать интуитивно понятную и логичную иерархическую структуру».

Заказать юзабилити-аудит сайта CTA-баннер.png

Обратите внимание, это было в 2001 году. С того времени интернет сильно изменился, как и паттерны поведения пользователей.

posle-clikov-liudi-ne-uhodiat.png

На что действительно надо обращать внимание — на простоту навигации. Только она помогает человеческому «информационному обонянию» во время путешествий по сайтам. Если не заставлять людей думать о сделанных кликах, то они не будут против еще нескольких.

Комментарий AskUsers: Мы уже писали о том, как пользователь определяет простоту сайта. Количество кликов — незначительный фактор, если конверсионный сценарий сайта совпадает с привычной для пользователя моделью поведения.

Исследования, которые ставят под сомнение правило трех кликов:

  • Исследование, проведенное компанией UIE показывает, что после трех кликов люди не уходят и не чувствуют раздражения при последующих кликах.

    2veroiatnost-obnaruzheniia.png

    Комментарий AskUsers: Стоит отметить, что исследование проводилось в 2003 году. Уже тогда было понятно, что правило работает не всегда и далеко не везде. Пользователи не задумываются о кликах, когда ходят по сайту. Это не отменяет того факта, что запутанная и непонятная структура и иерархия отпугивает посетителей.

  • Юзабилити-тесты Якоба Нильсена показали, что вероятность обнаружения продукта посетителями интернет-магазина возросла на 600% после изменения дизайна, причем страница продукта переместилась от главной на «расстояние» от трех кликов до четырех. Это из книги Prioritizing Usability, которая была упомянута в Highlights from Prioritizing Web Usability.

    Комментарий AskUsers: Наши исследования интернет-магазинов (например, здесь) показывают, что удобство использования и простота заказа — главные факторы для совершения покупки (при условии, что предложение конкурентоспособно). При этом респонденты не отмечают, что количество кликов, необходимое для совершения целевого действия, как-то влияет на решение. Люди не думают о кликах как об отдельном процессе и не воспринимают их как значимые действия. Скорее, количество кликов — одна из составляющих общего впечатления об удобстве сайта. Но далеко не главная.

  • Последующие тесты от компании UIE продемонстрировали важность роли текста ссылок (а не количества кликов), которые в конечном итоге влияли на юзабилити.

    tekst-ssylki.png

    Комментарий AskUsers: Текст ссылки, например, название пункта меню действительно имеет решающее значение для понимания того, что ждет посетителя после клика. И для принятия решения о совершении действия, соответственно.

    По теме: Навигация, как способ управления вниманием пользователя.

  • Стоит заменить правило трех кликов на правило одного: «Каждый клик или акт взаимодействия должен приблизить человека к его цели и в то же время снизить вероятность попадания не туда». Это выдержка из Breaking the Law: The 3 Click Rule.

    Kazhdy-clik-dolzhen-priblizit`.png

    Комментарий AskUsers: Стоит помнить, что путь посетителя по сайту далеко не всегда начинается с главной. Простота и понятность навигации важны везде, вне зависимости от того, с какой страницы стартует пользователь, и сколько кликов ему нужно пройти до целевого действия.

Для дальнейшего чтения:

  • Мысли Давида Хамиля (David Hamill) о нонсенсе правила трех кликов — Stop Counting Clicks.

  • Статья компании CX Partners о правиле трех кликов — 3 isn’t the magic number.

Понравилась статья? Жмите лайк или подписывайтесь на рассылку.

А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.

Команда AskUsers
Команда AskUsers
Популярные статьи