Обучающий центр

Тестирование юзабилити интерфейса

Команда AskUsers

Команда AskUsers

Юзабилити — это характеристика, которая отражает удобство сайта для пользователей. От того, насколько им комфортно взаимодействовать с ресурсом, зависит уровень конверсии. Поэтому необходимо узнать мнение целевой аудитории и разработать платформу, которая будет соответствовать привычкам потенциальных клиентов. Выявить это можно двумя способами: с помощью анализа или тестирования.

Посетители уходят со страниц по разным причинам: проблемы с интерфейсом, нечитабельные тексты, сложная структура или навигация. Статистические данные позволяют выявить проблемы, но найти их источники поможет только юзабилити-тестирование сайта. Проверка на реальных пользователях помогает объективно оценить, насколько ресурс пригоден для работы. С помощью полученных данных вы сможете увеличить его результативность, а в итоге и продажи.

Подготовка к проведению исследования

Чтобы получить объективные данные для улучшения ресурса, необходимо подготовить UX-тестирование. В первую очередь требуется подключить систему аналитики и собрать все статистические данные, чтобы построить воронку. И понять на каком шаге возникают проблемы. Обычно они связаны с целевыми действиями: возможно, посетители не проходят регистрацию или кладут товар в корзину, но не оплачивают. 

Пример воронки

 Этапы подготовки юзабилити-тестирования:

  • Подготовка гипотез 

  • Выбор метода тестирования: модерируемое или немодерируемое, удаленное или очное;

  • Подготовка сценария тестирования;

  • Подбор  участников для исследования.

Первым шагом нужно подготовить гипотезы. Например гипотеза может быть следующая: «Пользователи не переходят на следующий шаг, потому что не нашли информацию о доставке». 

Перед запуском важно оценить выявленные недочёты, потому что не все проблемы можно решить с помощью тестов. Проверка юзабилити подходит, если после сбора статистики вы можете сформировать четкие предположения, почему посетители ведут себя именно так.

Следующий шаг выбор метода исследования. Выбор зависит от возможностей и ресурсов на разработку. 

Далее следует подготовка сценария и вопросов для респондентов. На этом этапе требуется составить вопросы к отдельным функциям, которые вызывают сомнения. После этого можно запускать первый цикл проверок. По завершению необходимо провести анализ результатов, сгруппировать замечания и сформулировать новые гипотезы, потому что с первой попытки получить объективную картину не всегда возможно. 

Так например, мы группируем замечания по следующим критериям:

Можно также группировать по шагу воронки. Например ошибки связанные с процессом регистрации, работой с фильтрами, оформлением заказа и т.д.

Способы сбора информации

Для проверки юзабилити требуется в среднем 5-10 респондентов, которые по своему опыту и интересам соответствуют портрету ЦА. Исследование сайтов можно проводить, используя одну из методик тестирования:

  • Модерируемое, во время проведения которого присутствует модератор, который наблюдает за процессом выполнения заданий и задаёт дополнительные вопросы для уточнения.
  • Немодерируемое, при котором статистика собирается автоматизировано с помощью специального сервиса, который предлагает задания.

Выполнять проверку можно двумя способами: очно, в рамках которой модератор и респондент находятся в одной лаборатории, или удалённо, когда респондент самостоятельно выполняет задания в удобном ему месте. 

Критерии

Для проверки юзабилити используется несколько параметров. UX-тесты обычно включают количественные метрики и качественные показатели:

  • Успешность выполнения сценария: не все пользователи могут выполнить задания usability testing, поэтому для оценки интерфейса высчитывается доля тех, кто не справился с задачей.
  • Удобство навигации: проверяется, насколько пользователю понятен интерфейс, как он ориентируется на странице и может ли найти нужные кнопки или ссылки. 
  • Ошибки: при выполнении заданий тестировщик может отклониться от предполагаемого сценария и совершить ошибку. Это показывает недостатки в UX: чем больше юзеров ошибается, тем сильнее недочёт влияет на общее восприятие платформы.

Можно также оценивать каждый шаг с эмоциональной точки зрения. Удовлетворенность клиентов от платформы считается субъективным параметром юзабилити, но это поможет для визуализации карты клиентского пути. 

Дальнейшее использование результатов

Опишите свою проблему и то, что требуется протестировать: только интерфейс или уровень доверия, УТП и другие характеристики. Разобравшись с вашими запросами, модератор составляет задания и подбирает аудиторию. При необходимости тестировщики AskUsers могут сравнить ваш ресурс с платформами конкурентов. После сбора обратной связи, данные поступают маркетологу, который вместе с отчётом подготовит для вас список рекомендаций. Доработав платформу, вы сможете увеличить конверсию и онлайн-продажи.


398
Читать также