Пользовательский интерфейс
- Пользовательский интерфейс (UI)
- Зачем нужен интерфейс?
- Виды современных интерфейсов
- Командная строка
- Графический
- Сенсорные
- Голосовые
- Как проработать UI
- Резюме
Пользовательский интерфейс (UI)
UI, или User Interface, означает пользовательский интерфейс, который является ключевым компонентом любого веб-сайта. Он включает в себя все, что пользователь видит и с чем взаимодействует на сайте: от текстовых блоков, изображений и видео до интерактивных элементов, таких как кнопки, переключатели, инпуты (поля для ввода текста), выпадающие меню и другие управляющие элементы.
Пользовательский интерфейс играет решающую роль в восприятии сайта посетителями. Он не только обеспечивает эстетическую привлекательность за счет выбора цветов, шрифтов и расположения графических элементов, но и определяет удобство использования сайта, его функциональность и интуитивность. Визуальная композиция элементов должна быть продуманной таким образом, чтобы облегчить пользователю навигацию и помочь ему быстро найти нужную информацию или выполнить желаемое действие.
UI-дизайнер занимается визуализацией структуры продукта, создавая не просто привлекательный внешний вид, но и логически организованный и эффективный пользовательский интерфейс. Этот специалист должен учитывать психологию восприятия, принципы взаимодействия пользователя с системой и технические возможности в реализации интерфейса. Работа UI-дизайнера направлена на то, чтобы конечный продукт был не только красивым, но и функциональным, предоставляя пользователю комфортный и понятный интерфейс для взаимодействия с сайтом.
Важно отметить, что UI не существует в изоляции от других аспектов веб-дизайна и разработки. Он тесно связан с UX (User Experience), то есть опытом пользователя, который охватывает все аспекты взаимодействия пользователя с сайтом, включая эмоции и ощущения от использования продукта. Эти направления дополняют друг друга, и их совместная цель — создание продукта, который будет не только красиво выглядеть, но и приносить удовольствие от его использования.
Пользовательский интерфейс, который кратко называют UI, также называют взаимодействия между пользователем и устройством или программой. Он включает все элементы, с помощью которых можно использовать программное обеспечение: меню, значки, кнопки, сочетания клавиш, интерфейсы сенсорного экрана и т.д. Он может быть графическим (GUI), например, на сайте или в приложении, или неграфическим, как командная строка (CLI) в терминале компьютера.
Хорошие интерфейсы важны, поскольку они позволяют людям эффективно управлять телефоном, планшетом, смарт-часами или другим девайсом, с которым они взаимодействуют. Даже у кофемашин, электрических зубных щеток, холодильников, автомобилей есть свой интерфейс. Проектирование UI — один из главных этапов разработки ПО. Цель разработчиков в рамках этой задачи — сделать взаимодействие эффективным. Дизайн должен быть интуитивно понятным, чтобы пользователи могли легко разобраться, как работать с приложением. Поэтому работа с UI — это в том числе работа с юзабилити сайта.
Об отличиях UI от UX читайте в этой статье.
Зачем нужен интерфейс?
Главная задача пользовательского интерфейса — это создать мост между системой и человеком, чтобы он мог влиять на работу софта или устройства, контролировать их с помощью команд. User Interface нужен, чтобы:
-
Упростить взаимодействие с техникой
-
Повысить эффективность, сократить ошибки
-
Обеспечить коммуникацию и доступность
-
Удовлетворить ЦА
UI упрощает управление сложным программным или аппаратным обеспечением, представляя инструменты в организованной доступной форме. С хорошо проработанным дизайном человеку не нужны дополнительные навыки — он может легко разобраться в работе.
Интуитивно понятная компоновка и дизайн UI сокращает время, необходимое для завершения задач, помогая пользователям быстрее достигать своих целей.
Интерфейсы обеспечивают связь, давая пользователю обратную связь о том, что происходит в системе, и направляя его с помощью подсказок, сообщений, уведомлений. Обычно он разрабатывается так, чтобы быть доступным для большей аудитории, включая людей с ограниченными возможностями.
Продуманный UI не только повышает удобство, но и увеличивает удовлетворенность аудитории. Люди с большей вероятностью продолжат использовать простой и визуально привлекательный продукт.
User Interface действует как переводчик, принимая пользовательские данные и переводя их в форму, понятную системе, и наоборот. Без него использование большинства устройств было бы сложнее.
Виды современных интерфейсов
Управлять программами или устройствами можно по-разному. Например, вы хотите узнать, как найти вашу любимую кофейню. Вы можете:
-
Открыть браузер в телефоне и ввести запрос в Яндекс или Google;
-
Спросить вслух у Siri или умной колонки;
-
Подойти к информационному табло в торговом центре и поискать ее на карте или с помощью функции поиска.
Все это разные пользовательские интерфейсы. Какими они могут быть?
Командная строка
Для взаимодействия с системой в рамках этого вида UI нужно вводить текстовые команды на консоли или терминале. Он появился давно и редко используется в бытовых задачах, однако он остается актуальным в сфере разработки ПО. Как это работает?
-
Человек вводит текст в определенной форме в командную строку на компьютере.
-
Нажимает Enter, чтобы запустить процесс.
-
Компьютер интерпретирует команду и выполняет запрошенную операцию.
-
В ответ система выводит результаты или сообщение о состоянии обратно в терминал.
Главная сложность таких интерфейсов — необходимость знать инструкции и правильно писать команды. Однако они остаются наиболее производительным инструментом для некоторых задач и являются более гибкими и быстрыми, чем графические. Например, они позволяют создавать сложные сценарии и автоматизировать работу, что экономит время и снижает вероятность человеческих ошибок. Обычно они экономичнее по сравнению с остальными типами, поскольку для их работы не требуется много вычислительных мощностей.
Графический
Графические user interface (GUI) позволяют человеку взаимодействовать с электронными устройствами с помощью визуальных индикаторов или значков. Они были созданы в ответ на сложности при обучении работе с командной строкой.
Действия в GUI обычно выполняются путем прямого манипулирования с визуально понятными элементами. Например, пользователь может нажать на символ или кнопку, выбрать из меню, перетащить объекты. Большинство современных компьютерных операционных систем и приложений используют эту разновидность.
Другие характеристики:
-
Удобство для пользователя: GUI используют визуальные образы для представления действий пользователя, что делает их более интуитивно понятными без знаний в сфере программирования и информатики.
-
Многозадачность: позволяют запускать одновременно несколько программ или функций.
-
Указательные устройства: для работы с GUI часто нужны дополнительные средства, как мышь, сенсорная панель или экран. Они облегчают навигацию и взаимодействие с системой.
-
Требуют больше мощностей: могут потреблять значительные системные ресурсы, поскольку им приходится поддерживать и обновлять графическое отображение. Это может сделать систему медленнее, особенно на старом оборудовании.
Если сравнивать с текстовыми интерфейсами, то графические сложнее при разработке. Помимо кода для реализации требуется проработка дизайна, пользовательских путей, UX, юзабилити. Вам потребуется адаптировать его под разные типы устройств.
О том, как сделать интерфейс отзывчивым, читайте в этом материале.
Сенсорные
Touch user interface (TUI) предлагает взаимодействовать с программой с помощью прикосновений к дисплею. Взаимодействие может осуществляться в виде разных тактильных жестов: касаний, свайпов, щипков, которые распознаются и интерпретируются системой. Этот вид обычно встречается на мобильных устройствах, но также используется на сенсорных экранах компьютеров, банкоматах, кассах и т.д.Сенсорные технологии дают возможность напрямую взаимодействовать с системой, что может быть более увлекательно, чем с мышью или клавиатурой. Многие TUI поддерживают мультитач или составные жесты, то есть определяют и интерпретируют более одной точки касания одновременно. Типичный пример — жест, похожий на щипки, который мы используем для масштабирования.
Обычно тактильные интерфейсы включают в себя графическую часть. Взаимодействуя с телефоном, мы точно также видим значки, кнопки и другие элементы, но нажимаем на них как на физические объекты. Это проще и удобнее. Главное — учитывать эти паттерны поведения при разработке.
Для многих задач TUI могут более естественны и просты в использовании, чем другие типы. Например, изменить размер изображения или карты жестом на сенсорном экране гораздо проще, чем мышью или клавиатурой. Однако и у них есть ограничения. Один из главных минусов — недостаточная точность. Пальцем может быть трудно выбирать мелкие элементы на экране. Для работы над UX дизайном нужно знать не только современные принципы юзабилити, но и эргономику вещей, поскольку при неправильной проработке могут напрягаться пальцы, кисти или руки. Это один из аргументов, почему не стоит делать важные кнопки на мобильных интерфейсах сверху: дотянуться большим пальцем до этой части экрана — сложнее.
Голосовые
Еще одно средство для взаимодействия с программами — голос. Благодаря появлению виртуальных помощников Siri от Apple, Алиса от Яндекса, Google Assistant, распространился новый тип интерфейсов, которые работают с речевыми командами. Voice user interface используют технологии распознавания речи для преобразования слов в понятные системе команды. Они используют алгоритмы обработки естественного языка для понимания намерений, что позволяет им отвечать на запросы, сформулированные различными способами.
Одно из главных преимуществ VUI — возможность работать без помощи рук. Это может быть особенно полезно при вождении автомобиля, приготовлении пищи или выполнении других задач. Они помогают людям с нарушениями зрения или двигательными нарушениями, которым сложно использовать мышь, клавиатуру или сенсорный экран. Произнесение команд часто может быть более быстрым и интуитивно понятным, чем их ввод.
Хотя технология распознавания речи значительно улучшилась, она не идеальна. Акценты, фоновый шум и необычные фразы могут стать причиной ошибок. Еще один минус — конфиденциальность: клиенты обеспокоены, что устройства постоянно прослушивают голосовые команды.
Как проработать UI
Создание UI сосредоточено на потребностях пользователя. Мы разобрали типы разных интерфейсов и их примеры, чтобы подчеркнуть разницу между ними, с точки зрения взаимодействия. Понимание их назначения, моделей поведения, ожиданий клиентов помогает в разработке.Рекомендации, которые помогут создать хороший пользовательский интерфейс вне зависимости от его типа:
-
Изучите ЦА. В какой ситуации они будут использовать ваш продукт? С каких устройств чаще всего выполняют нужные действия? Чего им не хватает?
-
Упрощайте. Каждая дополнительная кнопка, изображение, правило для формирования команд или строка текста усложняет UX. Убедитесь, что каждый элемент служит своей цели.
-
Следите за последовательностью. Это включает в себя использование единой типографики, цветов и макетов, а также сохранение последовательности взаимодействия и функциональности во всех частях программы.
-
Обеспечьте обратную связь. UI должен всегда предоставлять пользователю информацию о происходящем. Это может быть в виде индикаторов загрузки, сообщений об успехе/ошибке или других типов ответов.
-
Повышайте доступность: убедитесь, что ваш интерфейс доступен как можно большему числу людей. Это включает в себя проектирование для различных размеров и разрешений экрана, различных типов устройств и пользователей с ограниченными возможностями.
-
Следуйте рекомендациям платформы. Если вы разрабатываете приложение для конкретной системы (например, iOS или Android), следуйте ее рекомендациям по дизайну.
-
Тестируйте. Разработка хорошего UI — итеративный процесс. Создайте прототип, протестируйте его на пользователях, соберите отзывы, внести улучшения и повторяйте этот процесс до тех пор, пока вы не будете довольны дизайном. В тестированиях помогут сервисы AskUsers.
Узнать больше о тестированиях вы сможете из этой статьи.
Резюме
Определения типов user interface помогут выбрать наиболее эффективные принципы проектирования, что приведет к более интуитивному и удовлетворительному клиентскому опыту. Например, для графических важнее простота и ясность в дизайне, а в голосовых нужно работать над технологиями распознавания речи.
Во все более взаимосвязанном цифровом мире знание терминов и понятий, связанных с видами UI, имеет первостепенное значение для обеспечения согласованного пользовательского опыта на различных платформах. Для услуги может потребоваться GUI для веб-версии, сенсорный интерфейс для мобильного приложения, а голосовой — для интеграции с устройствами «умного дома». Понимание требований и лучших практик каждого интерфейса обеспечивает бесшовный UX во всех точках соприкосновения.
Услуги, которые будут вам интересны
А также поделитесь статьей с друзьями в соцсетях.