Правила юзабилити

Как сделать сайт удобнее

Понимание принципов юзабилити даёт владельцам интернет-платформ преимущество перед конкурентами. Удобство сайта ускоряет его продвижение, легче конвертирует трафик в заявки и мотивирует клиентов на повторные транзакции. Когда посетитель сталкивается со сложностями, а информация ему непонятна, с высокой долей вероятности он уйдёт. Однако покупатели всегда возвращаются на те площадки, где им комфортно.

Показатели юзабилити

Главная задача при разработке и рекламе сайта – зацепить, удержать и побудить аудиторию на целевое действие. Это может быть, например, регистрация, подписка на рассылку, заполнение формы или заявка. При этом поведение пользователей сказывается на динамике продвижения в поисковых системах. В этих условиях важно, чтобы ресурс удовлетворял трём показателям юзабилити:

  • продуктивность;
  • эффективность;
  • удовлетворённость.

Каждый признак можно измерить. Продуктивность выражается в среднем времени, которое посетитель тратит на выполнение целевого действия, а эффективность – в соотношении тех, кто выполнил действие, к закрывшим страницу. Удовлетворённость – субъективный параметр, который сложнее измерить. Он отражает эмоциональное восприятие, а выявляется на стадии тестирования или при сборе отзывов. Вместе все эти три показателя отражают удобство при использовании страниц.

ac4c5334-a5a0-11e5-a246-e0e4d6830cb4.jpeg

Базовые критерии удобства сайта

Улучишь описанные показатели непросто. В первую очередь дизайнеры стремятся создать красивую картинку, но улучшение юзабилити подчиняется другим принципам. Все удобные веб-сайты обладают схожей структурой и характеристиками, даже если визуально они противоположны. За комфорт пользователя отвечают конкретные критерии:

  • простота освоения: может ли посетитель интуитивно разобраться в структуре ресурса;
  • результативность: срабатывают ли триггеры для совершения целевого действия;
  • запоминаемость: отпечатывается ли дизайн в памяти так, чтобы посетитель захотел вернуться;
  • соответствие потребностям: отвечает ли сайт привычкам ЦА;
  • устойчивость к ошибкам: работает ли автоматическое сохранение при заполнении форм, не слишком ли агрессивно выглядят сообщения о неправильных действиях.

Работая над удобством, намечайте для себя путь клиента от первого касания до конверсии. Следуйте построенной логике, анализируя, подталкивает ли созданная страница к выполнению поставленной задачи.

Элементы для проработки

Каждый сайт складывается из отдельных компонентов, улучшая которые, можно добиться максимального удобства. Планируя делать юзабилити, начните продумывать основополагающие детали:

  • дизайн интерфейса, позволяющий быстро освоиться на странице;
  • понятная структура и навигация, с помощью которой можно найти всё, что нужно, с минимальным количеством переходов;
  • читабельность текстов: это касается шрифтов и объёма информации;
  • кнопки, цель которых – привлечь внимание, побуждая к нажатию;
  • визуальная составляющая: картинки используются не для красоты – они ведут пользователя, направляют его взгляд, подталкивают по намеченному разработчиком пути.

Прорабатывать эти элементы необходимо отдельно. Между ними есть связующие звенья – это дизайн и логика. Они создают целостность, но удобство создаётся с помощью деталей.

Что ещё влияет на юзабилити

Логика пользования ресурсом зависит от его направленности. Когда вы ищете пути, как сделать сайт удобнее, начните с определения целевой аудитории и логики будущей платформы.

Чтобы наладить контакт с посетителями, стоит использовать понятный им язык. Не используйте много терминологии, объясняйте непонятные слова, помогайте визуальными образами. Создателям многостраничных платформ стоит разработать удобный сёрфинг по сайту и подобрать горячие кнопки для навигации. Это упростит процесс поиска.

Ненавязчивое предложение помощи – ещё один полезный инструмент, положительно влияющий на комфорт при использовании. Всплывающие окна «задай вопрос» с автоматически открывающимся чатом могут раздражать, но яркая кнопка на видном месте покажет, что вы готовы помочь.

DNBAXvMW0AIfhpq.jpg

Как обеспечить удобство сайта

Несмотря на размытую формулировку, удобство – измеримый показатель. Работа с ним – не гадание на кофейной гуще, а строгий процесс со своими правилами. Исследователи выделяют ряд принципов, которые нужно учитывать при разработке:

  • Результат за 3 клика: это усреднённый максимум, который пользователь готов совершить для достижения цели.
  • Проще – лучше: вытекает из предыдущего правила и ставит перед разработчиком задачу – исключить лишние действия, бесполезные эффекты, бессмысленную информацию.
  • Загрузка за 2 секунды: больше никто ждать не будет, потому что за это время на подсознательном уровне появляется ощущение, что сайт не работает.
  • Перевёрнутая пирамида: этот принцип подачи материала предполагает, что главная информация размещается на первом экране, чтобы посетитель сразу получил ответ на свой вопрос.
  • Зрительный паттерн: движение взгляда во время знакомства с новой площадкой происходит по траектории F или Z, поэтому триггеры должны располагаться сверху слева.

Чтобы учесть все эти правила, необходимо сделать тесты. Важно проверить пользование платформой с технической и с содержательной стороны, оценив, насколько удобно взаимодействовать с её интерфейсом.

Тестирование

Посетители и пользователи – две разные группы людей. Тестирование юзабилити помогает понять, как привести человека от простого захода к пользованию ресурсом. Начинать проверку стоит с технических характеристик, поскольку их можно быстро измерить доступными онлайн инструментами. Оцените скорость загрузки страниц, адаптивность под все устройства, читабельность шрифтов на мобильной версии. На этом же этапе проверьте кликабельность всех кнопок и работу страниц.

Если при использовании платформы не возникает ошибок, вы уже можете претендовать на высокий уровень юзабилити. Однако для удобства взаимодействия необходимо проработать содержание. Оценить качественные параметры классическими инструментами маркетинга: фокус-группами, интервью, анкетированием. Провести тестирование на реальных людях можно также с использованием онлайн сервисов, например, AskUsers.

10_Best_V1_News Page.jpg

Важные рекомендации

Создавать удобства для пользователя – ваша главная цель, когда вы работаете над функционалом сайта. Это непрерывный процесс доработки и тестирования с целью увеличением конверсии. Контролируйте реакции посетителей при использовании, собирайте обратную связь с клиентов и улучшайте.

Перед запуском массивной маркетинговой кампании проверяйте конверсии на низких рекламных бюджетах. Это высший уровень тестирования, на котором оценивается качество площадки на реальной ЦА. Количество целевых действий точно покажет вам, насколько вашим потенциальным покупателям удобно.

Все нововведения внедряйте постепенно, особенно если ваша платформа популярна. Посетители быстро привыкают к дизайну, поэтому с резкими изменениями вы рискуете получить негативную реакцию самой ценной аудитории – постоянных пользователей.

Юзабилити сайта зависит от вас

Основные советы в статье – это ориентиры, которые упрощают разработку. К каждому проекту нужно найти свой подход, поэтому точные критерии зависят от ваших целей, аудитории и привычек пользования. Используйте базовые правила, но следите за тенденциями, проводя мониторинг конкурентов. Старайтесь найти свои закономерности. Регулярные проверки помогут обнаружить ошибки, а затем вовремя устранить их.

Чем сложнее ресурс, тем больше внимания нужно уделить его структуре. Комфорт покупателей – первая задача предпринимателя, поэтому для повышения результатов коммерческих проектов особенно важно сделать так, чтобы пользователю было удобно.

Закажи юзабилити-тестирование прямо сейчас
Заказать
1260
Читать также

Готовы узнать, что думают пользователи?

Тогда переходите на новый уровень и улучшайте ваш
продукт вместе с нами

Узнать